Сегодня от некоторых людей можно услышать следующие вопросы. Почему сейчас молодежь такая черствая? Из-за чего дети не могут пересказать даже небольшой параграф из учебника, связать нормально несколько слов? В статье вы найдете ответы на обозначенные вопросы. Мы расскажем, что такое клиповое мышление, чем характеризуется этот тип памяти. Также вместе с ним вы разберете, почему феномен считают опасным, имеет ли он хоть какие-то достоинства. Если вы хотите получить уникальный навык взаимодействия с людьми и получить инструменты для понимания себя — запишитесь на курс школы неНумерологии.

«Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор» — фраза принадлежит французской писательнице Фелиции Жанлис. Она очень точно подчеркивает реалии современного мира, поэтому ее повторяют многие знаменитости, в том числе Билл Гейтс, благодаря которому мы с вами и начали знакомиться с миром через мониторы. К первой категории относятся люди, которые обладают понятийным складом ума. Ко второй — с клиповым.

Что значит клиповость

Термин «clip thinking» зародился в нашей стране в конце 90-х гг. благодаря профессору философии Ф. Гиренку. Клиповое восприятие информации — когда окружающее воспринимается в качестве мозаики. То есть в сознании создается хотя и яркий, но фрагментарный образ, носящий кратковременный характер, который быстро сменяется другим.

Это поверхностное видение, которое фрагментами мелькает перед глазами. Такие отрывки, куски называются клипами. Данный тип мышления появляется в условиях современной социальной культуры. То есть в эпоху мануфактурной коммуникационной системы. В большей степени ему подвержена молодежь.

Оно вызывает беспокойство, считается существенной проблемой будущего. Согласитесь, сложно понять, как такое не долгосрочное восприятие поможет обществу, бизнесу, индивидам расти и развиваться?

К чему это может привести

Феномен провоцирует следующее:

  • Развитие дефицита внимания, который носит массовый характер.
  • Потеря желания получать знания, осваивать новую информацию.
  • Утрата способностей к творческим процессам.
  • Постоянное использование вторичной обработки и комбинирования данных.

Вызывает полнейший хаос в желаниях и действиях человека. Он непоследователен в принятии решений по преодолению проблем, утрачивает умение брать на себя ответственность за их последствия. Обладатели слайдового мышления не могут работать со сложными информационными материалами, в течение продолжительного времени сосредотачиваться на чем-то одном.

Почему появилась клиповость

К. Фрумкин выделил следующие причины появления:

  • Рост количества и скорости потока данных.
  • Большое разнообразие поступающих сведений.
  • Возрастание количества дел, которые нужно выполнять одновременно (зачастую приходится жить в режиме многозадачности).

Это связано с ускорением темпа жизни, что обусловлено развитием технического прогресса. Из-за нехватки времени мы просто вынуждены воспринимать все отрывисто, фрагментарно.

Признаки клипового мышления

Для него характерно следующее:

  • Неспособность работать с большим объемом данных.
  • Быстрая утомляемость.
  • Рассеянность внимания, трудности с концентрацией.
  • Гонка за внешним образом и сменой впечатлений.
  • Перманентное перевозбуждение.
  • Постоянная спешка, быстродействие.
  • Регулярное нахождение в режиме многозадачности.
  • Подверженность постороннему влиянию.
  • Сильная внушаемость.
  • Отличная информированность по различным вопросам, но носящая бессистемный характер.
  • Поверхностные знания и суждения.
  • Прокрастинация (склонность к постоянному откладыванию важных дел).

Ярким примером клипового мышления являются современные ученики. Раньше школьники спокойно могли сидеть на уроке в течение 45 мин. Сейчас же внимание ребенка можно удержать около 15 мин, после чего оно резко идет на спад. Это становится существенной проблемой.

Этапы развития

Рассмотрим, как данный тип восприятия окружающего мира развивался с 90-х гг.

Музыкальные клипы

Они появились относительно недавно — в середине девяностых годов. Собой представляют не единый сюжет, а картинку, разделенную на отдельные фрагменты, которые могут быть даже не связанными друг с другом. Причем они зачастую не соответствуют тексту песни, который, в свою очередь, тоже не несет никакого смысла. Таким образом, чаще всего они лишены какой-либо логики.

Реклама, маркетинговые кампании

Начали активное развитие тоже около 30 лет назад. Их задачей было показать в короткий временной отрезок максимум яркой и запоминающейся информации. Поэтому кадры быстро менялись. Зрители в большинстве случаев не могли полностью вникнуть в суть, но картинка закладывалась на подкорке головного мозга.

СМИ

После развала Советского Союза «железный занавес» пал. Начал поступать огромный поток данных с Запада. Надо было все это оперативно обрабатывать и преподносить публике, поэтому начали использовать клипы и ролики.

Благодаря этому, всего за 10 мин успевали поведать о десятке событий, происходящих по всему миру. Причем статьи в печатных изданиях были аналогичными — краткими и поверхностными.

Мобильные средства связи

Появились пейджеры, потом сотовые телефоны, которые прочно закрепили развитие клипового мышления. Сообщения стоили достаточно дорого, поэтому в одно нужно было уложить как можно больше информации. Отсюда появились следующие сокращения:

  • прив — привет, здравствуй;
  • оч — очень;
  • лю — люблю;
  • пжл — пожалуйста;
  • спс — спасибо;
  • ок — хорошо и так далее.

Сейчас в них уже нет острой необходимости, так как СМС практически никто не пользуется, а пользование мессенджерами через интернет является бесплатным. Однако привычка сокращать надежно закрепилась и осталась. Такая особенность тоже отразилась на формировании клиповости мышления.

Социальные сети

В сообщениях продолжают использоваться сокращения, причем их список все время пополняется. Делается это вовсе не для экономии денежных средств, а из-за недостатка времени, лени набирать длинные предложения, привычки.

Если посмотреть переписку современных подростков в соцсетях, то это больше напоминает не нормальное общение, а какой-то кодовый шифр, который старшему поколению будет достаточно сложно расшифровать.

В режиме онлайн приходится общаться с десятками людей одновременно. Нельзя забывать и про новостную ленту, которая ежедневно прокручивается. В ней новости тоже меняются фрагментами. Например, сначала пост про новый законопроект, тут же о личной жизни звезд и так далее. Кроме того, у одного пользователя может быть сразу несколько аккаунтов, на смартфоне устанавливается множество приложений и мессенджеров. Все это способствует клиповой подаче информации и прочно закрепляет феномен в обществе.

Плюсы и минусы

Данный тип восприятия освещен не только с отрицательной стороны. К примеру, часть специалистов считают, что преувеличение минусов такого феномена — всего лишь один из признаков кризиса сегодняшнего образования. Это обусловлено тем, что педагогической психологии становится все сложнее функционировать в качестве «социального лифта». При проблемах с подростками и молодежью она оказывается бессильной. Поэтому в клиповости нужно видеть не только плохое, но и хорошее.

Клиповость: в чем ее особенности

Противоположность понятийному мышлению, которое подразумевает аналитический обзор. Во втором случае человек досконально изучает полученные данные, пусть на это и требуется больше времени. Таких людей, как раз и называют «те, кто читает книги». Однако, несмотря на все плюсы, которые имеет их восприятие, им бывает очень трудно подстроиться под современный мир с постоянными изменениями. Их решения могут запоздать, а работать в режиме многозадачности для них проблематично.

С этой стороны клиповость будет нам на руку. Она защищает от информационных перегрузок. Именно на эту особенность обращает внимание психолог С. Ю. Ключников. Он в своей книге основным показателем «мастерства жизни» озвучил защищенность.

Индивид, видящий мир отдельными фрагментами, не хочет воспринимать большой объем скучной информации. Он согласен только на краткую и четкую картинку, чтобы успеть «поглотить» все полученные сведения. Однако это вовсе не означает, что их не надо обдумывать. Не нужно перепрыгивать с одного, на другое, не усвоив одну порцию знаний. Если вы замечаете за собой или своими близкими такой феномен, не знаете, как использовать его себе во благо, получите консультацию экспертов школы неНумерологии.

Как распознать клиповость мышления

Она характерна для вас, если вы замечаете следующее:

  • Привыкли получать материалы в определенном формате, а именно, в виде коротких фрагментов и краткого повествования.
  • Постоянно боретесь с чем-то длинным и сложным, переключаетесь с одной задачи на другую, не можете нормально сосредоточиться.
  • Замечаете, что концентрация внимания очень непродолжительная.
  • Когда ищете что-то в интернете, вам достаточно всего пару секунд, чтобы оценить сайт и уйти с него, если сразу не увидите то, что нужно.
  • Привыкли работать в режиме многозадачности, одновременно выполняете сразу несколько дел (например, печатать на компьютере и параллельно смотреть телевизор, слушать музыку).

Все это связано вовсе не с ленью, а с желанием получить максимум сведений при ее быстрой подаче.

Как мешает человеку

Вместе с положительными особенностями клиповое мышление имеет и отрицательное влияние:

  • Проблемы с большими текстами. Как показывает педагогическая практика, краткие изложения людям даются легко, а вот с более объемной информацией возникают сложности. Например, школьники не в состоянии пересказать параграф, дочитать повесть и так далее. Они привыкли к ярким сведениям дозами. Поэтому видя перед собой материал сплошным полотном, испытывают усталость, переутомление.
  • Утрата способности к глубокому анализу. Все, на что способна клиповость — это оценка того, интересна новость или нет. Определить ключевую мысль, найти скрытый смысл в этом случае не удастся. Плохо проявляются важные мыслительные опции. Поэтому современные дети, молодежь только получают данные, но не могут усвоить их должным образом.
  • Низкая концентрация внимания. Появляется необходимость перескакивать с одного на другое, это не позволяет нормально на чем-то сконцентрироваться. Чтобы решить эту проблему, педагоги стараются на уроках использовать различные виды деятельности, применять разные способы донесения (презентации, видео и прочее).
  • Ухудшение успеваемости. Как показывает статистика, обучаемость резко идет на спад. Страдают память, интеллект, речевые способности. Как говорится, «в голове каша» из большого количества отдельных фрагментов. Необходимые сведения люди привыкли искать во всемирной паутине, но они сохраняются только на короткое время, после чего теряются в огромном информационном потоке.
  • Зависимость от чужого мнения. С активным развитием социальных сетей личная жизнь стала публичной. Достаточно зайти на страницу, чтобы понять, чем пользователь занимается, что его интересует. Это делает их наиболее уязвимыми. Он старается показать исключительно положительную сторону, приукрашая реальность. Когда сталкивается с критикой, попадает под общественное влияние. Усиливает это реклама: «Купи, иначе будешь не таким, как все» и так далее. В результате что-то приобретается не из-за необходимости, а чтобы не выделяться из толпы, не спровоцировать критику и усмешки.
  • Равнодушие. СМИ ежедневно пестрят новостями об убийствах, войнах, ограблениях. Современные дети все это впитывают с ранних лет. Это приводит к тому, что с возрастом в них притупляется чувство жалости. Все происходящие негативные события воспринимаются в качестве нормы. Чужие трагедии не цепляют и не трогают. Человеческая жизнь в их глазах просто обесценивается.

В большой степени клиповость вредит детям. Они не способны выделить и запомнить смысл прочитанного и рассказанного, быстро забывают все новое. Поэтому многие родители стараются перекрыть доступ в интернет. Даже С. Джобс ограничивал для своих детей количество электронных устройств. Он старался развивать в них последовательное, а не клиповое мышление.

Какую пользу возможно получить

Рассмотрим положительные моменты.

Защитная функция

Люди учатся воспринимать новости, фильтруя и отсеивая то, что не надо. В итоге мозг разгружается, остаются силы на то, что действительно важно.

Многозадачность

Для индивидов не сложно одновременно выполнять сразу несколько действий: слушать музыку, работать, общаться в социальных сетях и так далее. Мыслительный процесс становится более гибким. Эта особенность будет полезной для выполнения различных профессиональных задач. Особенно она пригодится личным помощникам, администраторам, менеджерам.

Быстрота реакций

Человек, который привык быстро сканировать информацию, легче реагируют на разные стимулы. Он проще находит креативные и неординарные решения, оперативнее действует при стрессовых и сложных ситуациях.

Концептуальное мышление

Параллельно с клиповостью формируется и концептуальность. Некоторые ученые считают, что аналитические способности в таком случае не пропадают. Напротив, они приобретают более высокий уровень обобщения.

Человек может проводить сложные параллели, находить глубокий смысл. Это прекрасная фундаментальная основа для творчества, активации воображения. Многие профессии (например, пиарщик, различные деятели искусства и другие специальности) невозможны без такого подхода.

Как бороться с негативными последствиями

Для этого специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Читайте. Если времени катастрофически не хватает, прочитывайте хотя бы несколько страниц в день. Это развивает самодисциплину, грамотность, креативность, расширенный кругозор, навык правильного формирования мыслей. Обратите внимание, что желтая пресса, новости в социальных сетях не считаются. Речь идет именно о книгах. Желательно, чтобы присутствовали классические произведения, труды по философии.
  • Разгрузочные дни. Не заходите в интернет, не смотрите телевизор, старайтесь не получать и не анализировать новую информацию. Побудьте наедине с собой и со своими близкими.
  • Воспринимайте более сложные сведения. Речь идет не только о чтении, но и других аспектах. О качественной музыке, фильмах, предметах искусства, путешествиях и так далее.
  • Дискутируйте. Во время дискуссий вы будете слушать мнение собеседников, воспринимать больше фактов, корректировать и отстаивать собственную точку зрения.

Все это научит вас не поверхностному, а понятийному восприятию.

Новая подача

Клиповая культура упрощает формат СМИ и соцсетей. Один пост, история, видеоролик, как правило, могут вместить в себя только одну мысль или идею. Причем в таких условиях на 1-ое место выходит качество. Так как конкуренция в интернете высокая, предоставляемый контент должен быть полезным и интересным. Важна глубина владения материалом и экспертность. При соблюдении всех этих требований удастся выиграть в конкурентной борьбе.

Клиповость формирует фрагментарный подход к знаниям. Нужно за короткий промежуток времени «узнать обо всем». Именно такой подход и используют большинство пабликов, групп и блогов.

Кроме того, из-за временного дефицита появились продукты, которые возможно использовать в фоновом режиме. Например, аудиокниги, подкасты и прочее. Они посвящены различным темам.

Заключение

Мы разобрались, что значит клиповое мышление. Такое восприятие не всегда является минусом, в определенных ситуациях оно даже приносит пользу. Однако оно не должно становиться преобладающим в повседневной жизни.

Если вы ищете пути для глобальных изменений в своей жизни — закажите персональный разбор личности от экспертов школы неНумерологии. Специалист проанализирует ваши эмоционально-психологические особенности личности и даст рекомендации по выстраиванию стратегии жизненного успеха в разных сферах.

Мероприятия.

Встреча | 18.05.24
PSY Club Санкт-Петербург

Встреча | 15.05.24
PSY Club Москва VIP Завтрак

Встреча | 14.05.24
PSY Club Томск