Дата публикации: 01.02.2023

Формирование личности: что влияет на становление человека — процесс и факторы развития

Время 
на прочтение:
14 мин
ПРОЧИТАНО 61494 раза

Человек уже рождается с определенным темпераментом, что неизменно, но остальные черты у него появляются по мере взросления. Называется это формированием личности. Процесс многокомпонентный, происходит постепенно и на протяжении всей жизни.

Часто говорят о том, что милый общительный мальчик почему-то превратился в угрюмого мизантропа. Таков был выбранный им путь и влияние окружения. Но даже в таком случае происходят изменения. Почему бы тогда не начать движение в желаемом для себя направлении. Чтобы лучше понять свои желания, определить свой вектор, стоит обратиться за индивидуальной консультацией к экспертам школы неНумерологии.
создание семьи

Определение

Индивид имеет набор психологических характеристик. Они определяются личностными качествами, сторонними обстоятельствами, социальной и культурной средой. То есть саморазвитие идет под влиянием не только внутренних, но и внешних условий. Удивительно, что при этом индивиду удается находить точки соприкосновения, налаживать личные и рабочие контакты и в этом кроется еще одно уникальное свойство — способность к адаптации.

Основные факторы, влияющие на становление, развитие и формирование личности, многочисленны и разнообразны. Они рассматриваются отдельно из-за их многовариантности. Но всегда учитываются: мировоззрение, способности, воля, характер, эмоции. Нужно учесть, что и совсем маленький ребенок — это уже индивид со своими желаниями и стремлениями, который поддается воздействию извне, но до определенного предела.

Что оказывает влияние

этапы роста

Общая картина складывается из множества составляющих. При равных условиях в одной позиции люди все равно будут демонстрировать свою уникальность. Причина достаточно простая — слишком большая вариативность с учетом всех компонентов.

На формирование влияют:

  • Наследственность. Биологический фактор, поскольку индивид рождается с определенным набором генов, куда заложена самая разнообразная информация о внешности, здоровье, темпераменте.
  • Накопленный опыт. Чем он богаче, тем многограннее человек и некоторые из событий могут кардинально поменять его взгляды, привычки, даже осознанные реакции на определенные ситуации.
  • Социум. Представленный сначала родителями и близкими родственниками, а затем все расширяющимся кругом общения.
  • Окружающая среда и место проживания. Речь идет о менталитете и погодных условиях.

Существует еще влияние экономики. Оно считается опосредованным, но не менее весомым. Дело в том, что при неправильно сформированной системе ценностей, индивид будет ставить в центр материальные блага, стремиться только к их достижению, останавливаясь при этом в духовном и эмоциональном развитии, отбрасывая их за ненадобностью. Процесс формирования личности в таком случае проходит однобоко. Может привести к полному пренебрежению моральными рамками, что выливается в асоциальное поведение, обесценивание жизни, потерю целей и стимулов для дальнейшего движения.

Еще одна опасность — следование догмам. Чтобы не попасть в эту западню, нужно мыслить критически, иметь смелость отстаивать свое мнение, добиваться намеченного, даже если оно выходит за рамки общепринятого, но с условиями, что не будет причинен вред ближнему.

О том, что часто общие факторы саморазвития не дают гарантированного одинакового результата, можно судить по наблюдениям за близнецами, которые выросли в разных социокультурных условиях.

Процесс формирования и развития личности человека

наследственность

Это возможно только в обществе. Вхождение в любой новый блок происходит поэтапно.

  1. Адаптация состоит из изучения условий, норм, правил. Свое поведение приводится в соответствие с принятыми рамками.
  2. Индивидуализация начинается, когда индивид освоил основы и готов их творчески переосмыслить с учетом своего опыта, темперамента и запаса знаний.
  3. Интеграцией называется вливание в общество с демонстрацией своих полезных для него качеств.

Если успешного вхождения не получилось, то человек сам отказывается от этого варианта либо создаются условия, которые вынуждают его покинуть социум. В этом случае его саморазвитие останавливается или регрессирует.

Теории формирования личности в психологии

Многие философы и исследователи пытались создать стройную систему, объясняющую феномен возникновения индивидуальности и последующего саморазвития индивида. Перечислим основные теории:

  1. Психодинамическая. Родоначальник — Зигмунд Фрейд. В основе противоречие между инстинктами и сознанием. Остальные компоненты: взаимодействуют. Ведущая роль отводится подсознательному.
  2. Психоаналитика. Разработка принадлежит Карлу Юнгу. Он считал, что в человеке заложены 3 составляющие: индивидуальное и коллективное бессознательное, а также сознание. Он сформулировал и ввел в употребление понятия «экстраверт» и «интроверт», считая, что эти особенности также оказывают влияние на развитие личности.
  3. Индивидуальная. Принадлежит австрийцу Альфреду Адлеру. Он был уверен в том, что в основе: целостность, уникальность, неповторимость. Врожденные инстинкты вторичны, движение вперед идет за счет окружения и возникающих внутренних противоречий с учетом творческого «Я».
  4. Поведенческая. Основана на утверждении о существовании 2-х направлений движения: рефлекторного и социального. Отрицается роль генетического и психического наследования, в приоритете знания, умения, опыт.
  5. Гуманистическая. В перечне того, что влияет на становление, развитие и формирование личности, на первое место выводится врожденное стремление к самореализации. По мнению сторонников другого направления в рамках этой теории, первичны желания.
  6. Когнитивная. Д. А. Келли, разработавший эту систему, считал, что ведущими являются познавательные процессы, то есть особенности мышления, речи, воображения, памяти. Препятствием к движению вперед может послужить так называемый «диссонанс», расхождение имеющегося опыта с восприятием актуальной ситуации. Основной тезис этой системы: мышление определяет поведение.

Стадии развития и формирования личности

Несмотря на уникальность пути, есть и общие черты, которые присущи возрастным категориям. Понятие нормы и отклонения в этом случае очень расплывчаты, но некоторые базовые значения за основу взять можно.

Характеристики дошкольного этапа

самоопределение

Берется период с рождения до 6 лет. В первые годы ребенок усваивает много информации. Он принимает ее как данность, впитывая всеми доступными методами, ведущий — тактильный. Позже набирают значимость и остальные. Пока критического осмысления не делается, идет процесс накопления. Подвижки начинаются в районе первого года жизни. Основное влияние на саморазвитие имеют родители, точнее, тот, кто проводит с малышом больше времени. Благодаря этому отношению, появляется доверие к миру или его обратная сторона. Второе проявляется при пренебрежении родительскими обязанностями, отсутствии общения и душевного тепла.

Рассматривая, какие факторы влияют на формирование и становление личности по мере взросления, нужно обязательно отметить возрастающую самостоятельность и первые контакты с незнакомыми людьми в 2−3 года. Происходит обретение уверенности в себе. Гиперопека прерывает процесс, затормаживает, порождает предпосылки для заниженной самооценки в будущем.

Следующая ступень — активное или пассивное поведение, определение позиции. Нужно поощрять проявление инициативы, поскольку происходит закладка характера.

Школьный этап

общительность

Возраст до 13 лет считается младшим. Меняется социальный статус, происходит бурная трансформация физических параметров тела, что сопровождается началом гормональной перестройки. Расширяется круг общения, появляются новые факторы развития личности в обществе. В частности усиливается любознательность, тяга к практическим исследованиям и познанию мира. Ребенок стремится к публичному признанию своих успехов, приобретает опыт и пробует решать проблемы сам, без подсказки и помощи. Важно в это время обеспечить ему грамотную педагогическую и семейную поддержку, чтобы он поверил в свои силы.

Период 13−20 лет называют временем самоопределения. Характерно бунтарство, пренебрежение к устоявшимся нормам, резкое высказывание собственного мнения. В приоритете собственные ценности — это формирование и развитие человека как личности через познание законов на практике, через отрицание и последующее принятие. При благополучном прохождении этапа начинается выстраивание планов, с непрерывным саморазвитием собственных способностей. Часть подростков замыкается в себе, погружаясь в свой мир, и внутренние переживания. Если в мыслях царит затянувшийся хаос, то взрослым нужно помочь с самоопределением.

С 20 до 50 лет

мировоззрение

В эти десятилетия вмещается очень много:

  • становление в профессиональной сфере;
  • создание семьи;
  • рождение детей и передачи им опыта;
  • самореализация.

Личность и факторы, влияющие на ее формирование, обретают определенный баланс, и трансформация уже идет сознательно. Негативный вариант — это изоляция от общества, приверженность к пагубным пристрастиям, саморазрушение. В таком случае требуется помощь специалистов для восстановления внутренней целостности, проработки и устранения причин внутриличностного конфликта и построения позитивных основ.

Этап от 50 до 65 лет

достижения

Это опять смена статуса, новые условия, небольшие ограничения в связи с возможностями организма. На первый план выходят другие цели и задачи, меняется сама система ценностей. Особое значение приобретает внутренний фактор, влияющий на развитие личности. Человек достигает периода, когда он способен уделить время размышлениям, саморазвитию. Есть силы и возможности для исполнения своих желаний. Если он упорно шел вперед, то присутствует уважение, признание профессиональных и личных заслуг, теплое отношение со стороны близких. Также существует устойчивое желание заниматься творчеством, осваивать новые направления интеллектуальной деятельности, получать удовольствие от любимых увлечений.

Негативный сценарий приводит к одиночеству, отверженности обществом, внутренней опустошенности. Такие люди превращаются в озлобленных эгоистов, здоровье становится слабым, не исключена инвалидность.

Этап от 65 лет

Основа развития личности — это осмысление накопленного опыта, подведение жизненных итогов. Варианта два:

  • Позитивный, при котором чувствуется удовлетворение от выполненной работы, достигнутых высот и душевной гармонии, присутствует готовность рассказывать об опыте.
  • Негативный, характеризуются разочарованием, сожалением об упущенных возможностях, ощущением того, что прожита чужая жизнь, тревожит страх смерти и обида на судьбу.

Признаки формирования в разные периоды жизни

Для каждого этапа есть свои вехи, показатели благополучия происходящих процессов.

До года ориентир на реакцию ребенка на окружающий мир. Он действует интуитивно и улыбается людям, игрушкам, новому дню, спокойно переносит перемены обстановки, прислушивается к звукам, выдавая позитив, либо заливается плачем при любой нестандартной обстановке, то есть демонстрирует недоверие.

До 3 лет показателем правильного вектора является постепенно возрастающая самостоятельность, соответствие когнитивных способностей примерным нормам.

К 6 годам влияние на формирование личности оказывают не только родственники, но и посторонние, поскольку круг общения расширяется, обретаются новые навыки, появляется стремление помочь, поучаствовать в общих мероприятиях. Характерна усидчивость, стремление к познанию, совершенствуются навыки общения, приходит понимание сути компромиссов при контакте со сверстниками и взрослыми при правильном воспитании.

С 7 до 13 лет основной показатель — стремление к успеху и признанию, усердие и трудолюбие. А также хорошо развитые коммуникативные способности и базовые основы самоконтроля.

поведенческая теория

Возраст до 20 лет — период самоопределения. Вырабатывается система личных ценностей, складывается мировоззрение. С одной стороны, есть все предпосылки для самостоятельных действий, с другой желателен ненавязчивый контроль со стороны взрослых и поддержка опытом.

Самый внушительный по времени и насыщенный по событиям период начинается с 20 лет и длится до 50. Человек совершенствуется во всех направлениях, роль формирования личности и сущность процессов определяются осознанно, есть понимание важности происходящего для дальнейшего движения вперед, гармоничного развития во всех направлениях.

До 65 лет подводятся итоги самореализации. В критериях успеха: уважение, профессиональные достижения, семья, помощь детям в обретении самостоятельности, наличие интереса к новому и самой жизни, стремление к реабилитации новых планов, планы строятся с учетом личных интересов.

На завершающем этапе появляется удовлетворение, спокойствие, гордость за результаты и созерцательность. Мысли о последнем рубеже не пугают, а воспринимаются как данность, естественный итог.

Заключение

Уникальность человека проявляется на всех уровнях и если в период детства на него воздействует окружающая среда, то по мере взросления он сам выбирает себе цели, средства их достижения и приоритеты. Зная, что такое формирование и развитие личности, а в психологии понятие и факторы влияния кратко описаны не единожды с разных точек зрения, можно наметить для себя направления движения. И подбирать способы реализации намеченного с учетом сложившейся реальности. Естественно, что по мере перехода с одного жизненного этапа на другой, они будут меняться — это нормально. Если обратиться за консультацией к экспертам школы неНумерологии, можно гораздо больше узнать о своих способностях и возможностях, методах саморазвития, что откроет новые горизонты в самопознании.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
loading.gif Загрузка...

Мероприятия..
img
Встреча | 21.04.24
PSY Club Минск
Показать еще
  • расчет вашей
    психоматрицы


    Введите вашу дату рождения для рассчета психоматрицы

    Доп. числа  Число судьбы  Темперамент 
    Характер  Здоровье  Удача  Цель 
    Энергия  Логика  Долг  Семья 
    Интерес  Труд  Память  Привычки 
    Быт 

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи

Top.Mail.Ru