Человек — существо социальное. Он неразрывно связан с обществом. Становится собой, только когда вступает в общественные взаимоотношения, общается с людьми. Мы — единственный биологический вид на Земле, который не подчиняется окружающим условиям, а сам преобразует их в комфортную социальную среду. Конечно, все мы разные, этим и уникальны. Кто-то комфортно ощущает себя в социуме, для него завести интересную беседу даже с незнакомцем — проще простого. У других — ком в горле встает, когда нужно к кому-то обратиться, либо ответить на заданный вопрос. В блоге мы расскажем, как научиться правильно и грамотно общаться с людьми с точки зрения психологии, поделимся советами и секретами, каким образом можно развить навыки общения, чтобы хорошо разговаривать без скованности и стеснения.

Как стать замечательным собеседником

У всех в окружении есть человек, который обладает удивительным даром — может расположить к себе абсолютно любого. И вот угрюмая соседка или строгая начальница видят в нем «своего», мило ведут беседу с улыбкой на лице. Он способен превратить в друзей буквально всех, кто попадется на его пути.

Неужели это врожденный талант, имеющийся далеко не у всех? На самом деле это не сверхспособность. И вы так сможете, поверьте, когда освоите искусство разговора!

Давайте разберемся, в чем же кроется секрет интересных собеседников. Они наделены тремя основными чертами:

  • способностью слушать;
  • склонностью к импровизации;
  • любовью к жизни.

Разложим по полочкам пункты из списка. Под первым навыком подразумевается живой интерес. Многие сосредоточены исключительно на собственной персоне. Если каждый будет говорить только про себя, нормальной беседы не получится. Запомните важное правило — один высказывается, второй молчит и впитывает информацию. Но если вы будете просто отмалчиваться, нормального диалога не выйдет.

Импровизирование — умение поддержать любую тему, а для этого необходим развитый кругозор. Мой совет — постоянно его расширяйте, не жалейте время и деньги! Чтобы быть интересным, надо разговаривать о том, что интересует собеседника. Если вы в этом не понимаете, можно выкрутиться из ситуации, если сказать, что вы в данной тематике практически 0, но вам хочется послушать и узнать новое.

Вот здесь-то пригодится любовь к жизни и проявление к ней активного интереса. Если говорить простыми словами — нужно быть любознательными. Надо читать, интересоваться новостями, смотреть фильмы, в том числе и документальные. Никто не заставляет изучать то, что вас не привлекает. Уделяйте время тому, на что «глаз горит». Внутренний огонек привлечет окружающих.

Перед тем как приступить к урокам общения важно понять, для чего это необходимо. Требуется мотивация, только в этом случае удастся добиться успеха! Общительность определенно принесет пользу:

  • Вы сможете выстроить здоровые и гармоничные отношения с любимым (-ой), с семьей.
  • Заведете множество приятных и полезных знакомств;
  • Сможете проводить свое время в кругу приятных и интересных людей.

Таким образом, умение коммуницировать улучшит качество жизни по всем фронтам. Освойте уникальный метод статического психоанализа на курсе школы неНумерологии. Он поможет наладить отношения с нужными людьми, лучше понимать свои сильные стороны.

Первопричина коммуникативных трудностей

Теперь давайте разберемся, почему кому-то бывает сложно заговорить с незнакомцем, найти друзей в новой компании и даже комфортно себя чувствовать в уже привычном кругу.

Это идет еще из детства или подросткового возраста. К такому поведению подталкивает родительское «не болтай всякую ерунду», мучительные ответы у доски в школе, насмешки одноклассников. Именно эти факторы и приводят к тому, что уже во взрослой жизни сложно настроить коммуникативные связи.

У человека наблюдается заниженная самооценка, неуверенность в себе, возможны даже проблемы с речью и дикцией (заикание и прочие). В результате он испытывает огромное количество внутренних страхов:

  • Быть высмеянным, непонятым.
  • Сделать ошибку, сказать не то.
  • Выразить собственное мнение, которое может быть неправильным.
  • Вызвать общее неодобрение, быть отвергнутым, не принятым.

Когда вы не уверены, вас постоянно что-то тревожит. Вам важно, что подумают окружающие, понравитесь ли вы им, будете ли принятыми. Внимание концентрируется исключительно на себе самом, а точнее — на недостатках и проблемах.

В большей степени это свойственно для интровертов. Для тех, чье психологическое состояние направлено во внутренний мир.

Исправить все это возможно. Отсутствие скованности, умение поддержать разговор с людьми — навык, который можно развить и нужно, дальше расскажем, как начать нормально и легко общаться в социуме.

Полезные советы от психологов

Несколько рекомендаций от специалистов, которые помогут в начинаниях:

  • Проявляйте интерес к собеседнику, но помните, что он должен быть не наигранным, а искренним. Если вы зациклены исключительно на себе (на собственных интересах, внешнем виде, впечатлении, которое производите) — это ваш главный враг. Лучше посмотрите на человека, который находится перед вами — как выглядит он, что говорит, интересует ли его тема беседы, что его беспокоит. Задавайте уточняющие вопросы, чтобы показать заинтересованность в общении. Когда вы переключитесь на визави, перестанете думать о чужом мнении о вас.
  • Не старайтесь казаться идеалом. Ученые благодаря проведенным исследованиям установили, что окружающие благоприятнее относятся к тем, кто допускает небольшие оплошности. Вы же живое существо, а не робот. Покажите человечность, так будет проще ладить с остальными.
  • Отыскивайте ниточки, которые будут связывать вас с собеседником. Существуют темы, которые можно обсуждать с кем угодно. Причем не обязательно говорить только о погоде. К примеру, вы можете поговорить об общих знакомых, рассказать, что вас связывает с ними, поинтересоваться увлечениями. На самом деле людям всегда есть о чем поговорить. Главное — понять, в каком направлении следует двигаться.
  • Общайтесь на равных. Не имеет значения ни социальный статус, ни возраст, ни эрудированность. Помните, что перед вами человек. Это не значит, что с тем, кто значительно старше вас, вы можете вести себя как с подростком. Речь идет о том, что вы не должны ставить себя выше, либо наоборот заискивать. Просто запомните, что каждый имеет свои слабости и недостатки.
  • Умейте менять свой образ мыслей. К примеру, если вам кажется, что вы производите не то впечатление, которое хотели бы, подумайте о том, что ваш визави уже достаточно давно вас знает, ценит и уважает, поэтому не обратит на какие-то мелочи внимания. Либо представьте, что во время беседы оппонент отводит взгляд, что вы трактуете как незаинтересованность. Начните мыслить иначе — возможно он стесняется, переживает о том, как выглядит в ваших глазах.
  • Научитесь подстраиваться под манеру общения. У каждого человека свой темп речи и скорость восприятия информации. Если вы видите, что ваш собеседник разговаривает медленнее, значит, и на усвоение сказанного ему потребуется больше времени. Поэтому при разговоре постарайтесь замедлиться.

Перечисленные рекомендации помогут вам настроить коммуникацию и чувствовать себя комфортно. Но особое внимание хочется уделить таким моментам, как развитие способности выслушивать других и расширение кругозора. Разберем их подробнее.

Учимся слушать

Существует такое понятие как «активное слушание». Под этим подразумевается способ демонстрации внимания к визави. Благодаря этому он понимает, что его слова и мысли важны.

Основные техники, которые нужно использовать:

  • Паузы. Когда собеседник заканчивает рассказ, не торопитесь начинать новую тему. Осмыслите сказанное, позвольте его дополнить.
  • Уточнения. К примеру, вам рассказали, что ездили в отпуск на море. Вы можете переспросить, куда именно и так далее.
  • Открытые вопросы. На них можно дать развернутый ответ, а не только сказать «да» или «нет». Если просто спросить: «Тебе понравился концерт?», ответ может быть лишь отрицательным или положительным. На этом интересного диалога не построишь. Если же вы произнесете: «Что именно тебя воодушевило или оттолкнуло во время выступления любой группы?», вы получите развернутый рассказ с увлекательной историей.
  • Пересказ и сообщение о восприятии. Повторите своими словами то, что поведал оппонент, отражайте в речи его эмоции. Так он поймет, что вы его действительно слушали.

На самом деле все техники простые. Возьмите их использование за привычку.

Расширяем кругозор

Запишите на листке бумаги сферы, которые вам интересны и вы хотели бы пообщаться об этом. Вы удивитесь, сколько увлекательных тем существует. Остается только освежать знания, периодически изучать для этого новую информацию.

Упражнения для отработки навыков общения

Умение общаться с людьми можно спокойно развить. Для этого не нужно специально посещать какие-то курсы и тренинги. Заниматься возможно самостоятельно дома, уделяя этому совсем немного времени.

Разговор с мебелью

Рассказывайте предметам интерьера, как вы провели день, что необычного с вами произошло. Только не смейтесь, каким бы комичным все это не казалось, отнеситесь к происходящему серьезно. Это поможет научиться грамотно излагать свои мысли, не путаться в них, отработать мимику и жестикуляцию. Если вам сложно сдерживать смех, попробуйте потренироваться на домашнем питомце. Он станет хорошим слушателем. К тому же говорить с живым существом — все-таки проще.

Монолог перед зеркалом

Подойдите к нему и начните высказывать все, что придет в голову. Постарайтесь это логически связывать, делать последовательное изложение, чтобы получился интригующий рассказ. Параллельно следите за своими жестами, чтобы они были логичными и уместными.

Это простое упражнение, благодаря которому можно понять, как вы выглядите со стороны, когда разговариваете с человеком, научиться правильно выстраивать предложения и наладить контакт с собой. Много времени на это уделять не нужно. Десять минут в день пару раз в неделю будет достаточным.

Пересказ

Если вы регулярно читаете определенный блог или просто книги, это вам пригодится. Сейчас объясним, для чего это необходимо.

Ежедневно прочитывайте хотя бы одну статью и пересказывайте ее максимально близко по смыслу. Если текст большой, разделите его на несколько частей и рассказывайте по абзацам. Это упражнение научит вас размышлять и одновременно говорить. Так речь станет связной и осмысленной.

Развитие чужой мысли

Такое обучение общению с людьми начинается с того, что нужно включить ТВ-канал или любое видео. Сначала 30 секунд слушаете, что произносят, потом выключаете звук и в течение такого же временного отрезка договариваете то, что говорящий возможно хотел сказать. Это развивает гибкость ума, учит искать нестандартные решения. Да и просто, это очень увлекательное занятие, которое позволит с пользой провести время. Чтобы получить желаемый результат, достаточно тренироваться по 10 минут в день.

5 незнакомцев

Учиться чему-либо лучше на практике. Приучитесь ежедневно заводить разговор с пятью незнакомыми собеседниками. Это могут быть прохожие, попутчики в общественном транспорте, продавцы. Это отличный способ, как научиться говорить с людьми. С их поиском проблем не возникнет, так как они окружают нас повсюду. Достаточно собраться и выйти из квартиры или дома.

Телефонный звонок

Если сложно с кем-то заговорить лично, можно это сделать по телефону. К примеру, позвоните оператору сотовой связи, в банк, консультанту интернет-магазина, чтобы задать какие-то вопросы. Можете заранее составить их список на листочке, чтобы ничего не забыть. Обратите внимание, что недостаточно просто сказать «Алло» и положить трубку. Нужно тренироваться правильно выстраивать диалог. Расспросите о тарифах, уточните стоимость и размеры одежды.

Учимся, как нормально общаться с человеком на работе

Деловое общение строится на трех основных правилах:

  • Уважительное отношение.
  • Умение выстраивать границ и говорить слово «нет».
  • Способность мирным путем разрешать любые конфликтные ситуации.

В первую очередь необходимо избегать сплетен. Если кто сплетничает в коллективе, не принимайте в этом участия. Откажитесь об изложении своего личного мнения о коллегах и их рабочих действиях. Помните, что обычно это работает по принципу сломанного телефона — сказанное вами перевернут и потом будет невозможно доказать, что вы имели в виду что-то иное.

Не переступайте свои принципы, даже когда кажется, что это позволит расположить к себе сотрудников и завести среди них друзей. Научитесь говорить «нет». Поверьте, это умение значительно облегчит вам жизнь. Чтобы не обидеть своим отказом, можете обосновать его, хотя вы и не обязаны этого делать.

Что касается конфликтных ситуаций… Конечно, на работе их бывает очень сложно избежать. Если вы оказались в центре конфликта, поступите так:

  1. Глубоко вдохните. На протяжении всей ссоры периодически обращайтесь к брюшному дыханию. Это позволит вам сохранить здоровый рассудок, не воспринимать все слишком эмоционально.
  2. Внимательно выслушайте оппонента. Благодаря этому вы сможете понять, что именно его не устраивает.
  3. Используйте «я-высказывания». То есть откажитесь от местоимений «ты», «вы». К примеру, когда начальник спрашивает, где отчет, не отвечайте: «Вы же мне сказали, что он нужен завтра». Замените эту фразу на: «Я понял, что …».

Перечисленные правила помогут вам выстроить здоровые отношения в коллективе. Помочь раскрыть ваш потенциал и определить направление для развития смогут эксперты школы неНумерологии. Специалист составит индивидуальный анализ на основе даты рождения, по которому каждый сможет узнать свою глобальную стратегию жизненного успеха.

Заключение

Мы разобрали, как надо правильно разговаривать с людьми — умение говорить будет очень полезным, как на работе, так и в повседневной жизни. Я надеюсь, советы и рекомендации из статьи вам были полезны и помогут наладить коммуникативные связи. Главное — ничего не бойтесь. Помните, что перед вами такой же человек, как и вы.

Мероприятия.

Встреча | 18.05.24
PSY Club Санкт-Петербург

Встреча | 15.05.24
PSY Club Москва VIP Завтрак

Встреча | 14.05.24
PSY Club Томск