Дата публикации: 28.03.2022

Лидерство: понятие лидера в психологии, характеристики и особенности

Время 
на прочтение:
16 мин
ПРОЧИТАНО 77528 раз

Лидерство — это то явление, о котором задумывались многие умы задолго до нашей эпохи. Впервые это слово было обнаружено в английском языке еще в 13-м веке и означало «вести», но как социальный феномен оно стало рассматриваться значительно позже. В современном мире этому понятию посвящены многие тренинги, все больше книг пестреют заголовками: «Как повести за собой других», «Как вдохновить людей своей идеей». Этим вопросом стали задаваться даже родители с самых ранних лет жизни своего ребенка. Но нужно ли это всем? Если да, то как это развить и для чего использовать?

Давайте разбираться, что это такое — лидерство в психологии, дадим ему определение и рассмотрим с разных сторон.

ответственная личность

Общее понимание

Слова «leader» и «leadership» имеют англосаксонский корень «lead», что на русский переводится как «дорога», «путь», «вести». Есть версия, согласно которой этот термин активно использовался в мореплавании и означал курс судна. Таким образом, смысловой корень этого слова в том, чтобы «указывать путь, направление». Как видите, само исследование этимологии уже многое говорит о его сути. Но мы обязательно будем разбираться дальше.

Психология дает много определений лидера, а также понятий лидерства в целом.

В общем, это умение влиять на других в отсутствие при этом официальных рычагов управления. Это способность вдохновлять других на достижение определенной цели, распространение идеи.

Таким кого-то делают именно личные особенности, они позволяют человеку занять доминирующую позицию над другими и задавать вектор их движения. Люди сами решают доверять этому индивиду, отсутствует элемент принуждения, поскольку они видят перед собой эталон, на который хочется равняться. То есть здесь именно социальное явление (общество решает неосознанно), чем нечто организованное (власть отдают официально).

Позиция лидера — это всегда авторитет, которому доверяют больше, чем остальным, благодаря эмоциональному, интеллектуальному и другому личностному превосходству.

Многим этот термин неясен, потому что часто подобная власть не основана ни на чем конкретном: невозможно точно сказать, почему именно этой персоне люди верят. Это происходит потому, что личностные характеристики нельзя измерить, а именно они становятся основой доминирования. Кроме того, часто люди идут за тем, кто успешно справился с проблемой, волнующей многих. И своим примером он ведет других тем путем, который когда-то помог ему, но избегая при этом допущенных ошибок и минимизируя сложности.

Сущность

поведенческая особенность

Есть теория, согласно которой можно определить индивида как лидера по анализу его личностных черт, однако этого зачастую мало. Поэтому много ученых выделяют и другие особенности и характеристики лидерства, а именно наличие сообщества и цели.

Мало обладать чем-то выдающимся в характере, нужно соответствовать ситуации и часто суть этого явления состоит в том, чтобы иметь подходящий опыт в определенных обстоятельствах, с которыми столкнулась команда и не бояться принимать решения за нее. То есть когда готово сообщество, появляется тот, кто готов возглавить его.

Также наравне с этим отмечают цель, которой будет посвящена вся деятельность. Она объединяет сообщество, придает осмысленность каждому решению. Эту же роль может выполнять и идея.

Таблица качеств

Понятия лидер и лидерства в психологии часто обсуждаются, потому что их невозможно измерить или проверить. Есть много точек зрения на характеристики, которым должен соответствовать человек, приведем некоторые из них.

Ответственность.

Решительность, смелость.

Самостоятельность.

Жажда знаний.

Оптимизм.

Эмпатия, эмоциональная стабильность.

Высокий уровень коммуникативных навыков.

Навык планировать, предсказывать.

Умение смотреть широко, системно, видеть в малом большое и наоборот.

Четкий набор ценностей и правил.

Функции

  1. Выработка идеи и объединение окружающих с помощью нее. Согласование интересов, определение правил и ценностей коллектива.
  2. Постановка целей внутри выработанного замысла, то есть, «приземление» ее в пространство реальности.
  3. Создание набора инструментов для достижения успеха и реализации идеи, ознакомление команды с ним, обучение.
  4. Побуждение других к совершению необходимых процессов: логически объяснять, вдохновлять, помогать сопоставить общий замысел и план со своими личными намерениями.
  5. Постоянная оценка ситуации, немедленные реакции и постоянная коррекция действий, когда требуется изменить направление.
  6. Коммуникационная: постоянно держать связь в сообществе, оценивать уровень удовлетворенности и эмоциональной стабильности команды, помощь в корректировке состояния, если это необходимо.

Типы и стили

либеральный вид

Мы подробно рассмотрели понятие лидерства и теперь рассмотрим классификации.

По стилю:

  • демократический (больше внимания на коллектив);
  • авторитарный (нацеленность на результат).

Классификация по М. Веберу:

  • традиционный (власть наследуется);
  • легальный (избирается);
  • харизматический (группа сама отдает правление кому-то определенному).

По функции:

  • Организатор (оформить цель и наладить процессы для движения к ней).
  • Творец (создать новую программу).
  • Борец (объединение людей и защита их прав).
  • Дипломат (ведение переговоров во имя интересов организации).
  • Утешитель (работа с эмоциональными потребностями).

Определение стиля лидера в психологии — это важный процесс, если у вас есть намерение развить такие качества. Осознав, что это очень широкое понятие, можно выбрать что-то наиболее подходящее к себе, не сужая свой выбор самыми распространенными трактовками.

Поведенческое лидерство

В основе данной теории лежит метод управления и типы последователей, которые наиболее эффективно работают под таким началом. Создатель — К. Левин.

Характеристика

Для кого подходит

Авторитарный.

Создание четких инструкций, деятельность посредством приказов.

Объединения, связанные с риском или необходимостью в оперативной работе и нуждающиеся в быстром и четком принятии решений на основании инструкций. Полицейские, рабочие, пожарные.

Демократический.

Координация всех участников для учета их интересов и создание единой программы.

Творческие работники ВУЗов, НИИ.

Либеральный.

Непосредственное вовлечение всех в процесс и разделение ответственности за него. Самая высокая степень свободы и гибкости.

Депутаты, актеры, ученые.

Ситуационное лидерство

эмоциональное выгорание

Этот термин был введен Полом Херси и Кеном Бланшаром, впервые описан в книге «Management of Organizational Behavior».

Согласно теории ученых, в зависимости от ситуации и уровня развития и текущего состояния последователя ведущий человек может выбирать из четырех стилей:

  1. Директивный: ведение дел методом приказа.
  2. Наставнический: «продажа идеи», попытка пробудить в сотруднике самомотивацию.
  3. Поддерживающий: участие в организации процесса работы, есть элемент делегирования ответственности самим последователям.
  4. Делегирующий: большая передача прав, полномочий самим членам общества.

Используя эти знания, становится проще выбирать нужный тип поведения исходя из ситуации, что помогает достигать большего результата в конкретный момент времени и для конкретного объединения.

Эмоциональное лидерство

Создатели: Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис и Энни МакКи.

Ученые ставят во главу угла человека, его эмоциональные потребности, считая, что, учтя эти особенности, тот, кто ведет сообщество, сможет выбрать наиболее эффективную стратегию поведения здесь и сейчас.

  1. Командующий. Необходим в кризисы, дает приказы, действует быстро, принимает непопулярные решения. Если разбираться, к какому принципу и стилю относится термин командующего и тип лидера «командующий», то более вероятно, что вы придете к авторитарной направленности, что в жизни влечет подавление воли и инициативности последователей.
  2. Ведущий. Полезен, когда команда нуждается в быстрых результатах. Задаются высокие цели, организуются оперативные процессы, «ведущий» вовлекается в них самостоятельно. Риск: эмоциональное выгорание сотрудников.
  3. Визионер. Необходим для выработки направления развития, создания некой миссии, которая вдохновляет на работу и является отправной точкой для разработки более точечных и приземленных стратегий, планов.
  4. Аффилативный лидер. Нужен, если в организации нет сплоченности, конфликтная обстановка, которая мешает достижению общего результата. Требуется медиатор, который укрепит сообщество, создав эффект синергии.
  5. Коуч. Помогает, если в коллективе есть большая неравномерность среди сотрудников: в знаниях, навыках, уровнях мотивации. Необходимо подтянуть отстающих, помочь всем понять личную мотивацию работы в данном месте.
  6. Демократ. Требуется среди высококвалифицированных, звездных сотрудников. Такой тип помогает выработать единое мнение на основании предпочтений каждого, чтобы не уронить ничей авторитет.

Понятие лидерства и определение качеств, которые им присущи

влиятельный индивид

В психологии всегда сопровождается набором личных и поведенческих характеристик. Перечислим их:

  • Высокая активность в решении вопросов. Человек, умеющий вести массы, не тот, кто будет тихо отмалчиваться, выполняя чужие приказы. У него всегда есть своя точка зрения на решение проблемы, за которое он внутренне уже взял ответственность, поэтому он активно участвует в разборе: задает вопросы, отвечает на них, рассуждает, продумывает варианты «как для себя», а не просто для галочки.
  • Способность влиять. Влияние необходимо для того, чтобы расширять сообщество, распространяя свою идею. Важно уметь убеждать собеседника в своей точке зрения, пробуждать в нем желание действовать.
  • Быть эталоном. Для того, кто ведет за собой, необходимо быть чуть выше по уровню нужных в объединении людей качеств, чем другие участники. Например, если для выхода из некой ситуации требуется уверенность в себе и умение вести переговоры, то у главного всегда меньше страхов и сомнений, чем у других, он более уверен в себе и его переговоры завершаются успехом с большей долей вероятности, чем у других. Именно это заставляет тянуться к нему, доверять и выполнять его рекомендации.
  • Соответствовать правилам группы. Среди всех составляющих лидерства это, пожалуй, самая непонятная для многих. Тот, кто выше всех, всегда выделяется, как же он может соответствовать обществу? Да, он всегда чуть лучше остальных, но первоначально ценно, чтобы он был «своим». А именно, следует принятым правилам, разделяет ценности и в целом представляет собой «плод» этой группы, который в процессе своего развития добился немного большего, чем другие, поэтому ему доверяют движение вперед.
  • Мыслить широко и делать не как все. Иногда невозможно решить задачу в рамках существующего набора действий. Может потребоваться что-то креативное, выходящее за пределы привычного мышления. Поэтому только тот, кто способен видеть дальше и шире, может предложить нечто новое для достижения результата и обосновать другим, почему это может сработать.
  • Быть хорошо информированным. Наличие множества фактов дает возможность сложить больше вариантов для нужного пути к желаемому состоянию.

Разница между лидером и управленцем

Лидер

Управленец

Наличие рычагов управления.

Не имеет власти, управляет за счет доверия.

Официальные рычаги управления, наделен властью «сверху».

Цель.

Развитие. Всегда видит далекую, подчас нереальную перспективу, поэтому всегда стремится к новому и движет к этому остальных.

Поддерживать текущий порядок.

Характер межличностных отношений.

Неформальный. Люди — последователи, подчинение добровольное.

Формальный. Люди — подчиненные, выполняют действия в рамках определенных правил.

Характер действий.

Гибкий исходя из состояния коллектива на данный момент.

По плану, директивный.

Фокус внимания.

Люди.

Система.

Роли лидера и управленца только на первый взгляд противоречат друг другу, в жизни они могут объединяться, делая из человека многогранную личность, которая способна вести других вперед как достигая новых вершин, так и поддерживая уже текущий результат. Однако многие специалисты утверждают, что навыки руководства более приземленные, им проще научиться, чем развивать характер. Другими словами, руководство — это профессиональная компетенция, образовательная. Научиться влиянию на других тоже можно, но все больше исследователей сходятся во мнении, что для этого нужна какая-то врожденная предрасположенность.

Как помочь ребенку стать лидером

развитие коммуникации

Для начала стоит понять, что счастливым можно быть и без этого. Но если все-таки вы считаете это важным, то вот несколько советов:

  1. Спросите у ребенка: что значит лидерство для него, нужно ли оно ему и чего не хватает.
  2. Не отбирайте у него ответственность, наоборот, помогите ему ее брать: самому собирать вещи в поход, командовать группой на субботнике в школе, самому выбрать одежду в детский сад. Даже если вы очевидно видите, что он допустит ошибку, не торопитесь исправлять или делать за него. Так вы рискуете сформировать в нем выученную беспомощность, которая не даст попробовать себя в качестве «рулевого».
  3. Поощряйте получение опыта. Многие родители боятся, когда их уже даже совсем не малыш делает что-то новое, но это естественный процесс познания мира в мельчайших деталях. И чем подробнее будет этот опыт, тем более подготовленным и самостоятельным вырастет ребенок.
  4. Соревнования: в спорте, в танцах. Это формирует навык стремиться, идти вперед, оценивать ситуацию и, возможно, принимать поражение.
  5. Больше ведите диалоги, задавайте вопросы, избегайте готовых ответов. Лидерство — это способность действовать в состоянии неизвестности, отсутствие доступной информации вдохновляет искать ее самостоятельно. Не ругайте, если он выражает свое несогласие. Сомнение — это признак мышления, критическое мышление поможет ему в будущем не застревать в существующих обстоятельствах, а анализировать, как может быть лучше, предпринимать инновационные ходы на благо всем.

Как воспитать в себе лидера

зачем лидерские качества ребенку

  • Развивайте коммуникативные навыки: курсы ораторского мастерства, изучение психологии для понимания поведения людей. Лидерство — это процесс выстраивания связей, без этого невозможно даже заявить о себе.
  • Берите ответственность: от организации жильцов подъезда до крупного проекта на работе. Формируйте навыки дисциплины, формирования стратегии, управления.
  • Работайте над личным обаянием: оцените свою внешность и сделайте ее максимально привлекательной (широкая улыбка располагает, прямая осанка невербально говорит об уверенности в себе). Прорабатывайте голос, манеры.
  • Будьте на волне современности: изучайте новинки науки и техники, будьте в курсе общих новостей мира, учитесь анализировать и делать выводы и прогнозы из этого. Важно всегда уверенно и легко смотреть в будущее.
  • Приведите в порядок свою жизнь: кто может быть примером в малом, с большей долей вероятности может быть им и в большом.
  • Допускайте ошибки, научитесь на них реагировать безболезненно и извлекать из них опыт.

Заключение

Термин лидерства широко растиражирован, но прежде, чем принимать решение о том, нужно ли это вам и вашим детям, подумайте — зачем?

Некоторые люди стремятся к этому только для того, чтобы получить признание многих. Это кажется престижным. Тем, что сделает «не таким, как все». Поможет повысить самооценку, хотя, по утверждению психологов, оценка у человека не должна быть привязана к мнению других людей. И, если существует такое стремление к признанию, то есть вероятность, что это следствие некоего внутреннего конфликта. Что такое лидерство на самом деле? Это, прежде всего, колоссальная ответственность, нести которую нужны силы: и физические, и моральные. Признание приходит после. Изучайте себя, свое устройство и потенциал.

Популярные вопросы

1. Лидерские качества являются врожденными?

Безусловно, с какой-то частью психологических особенностей человек рождается. Однако любые свои качества нужно развивать по жизни. Как это лучше сделать – подскажут специалисты школы неНумерологии.

2. Как узнать, есть ли во мне способность к лидерству?

Эксперты школы неНумерологии готовы определить ваши сильные и слабые стороны по дате рождения. Выполнив разбор личностных характеристик, специалист подскажет, в каких областях вам лучше развиваться.

3. Какие критерии можно отнести к лидерскому поведению?

К основным чертам характера относят: контроль над эмоциями, позитивное поведение, способность к убеждению, умение вести конструктивный диалог, устойчивость к стрессу.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 3,00 из 5)
loading.gif Загрузка...

Мероприятия..
img
Встреча | 15.05.24
PSY Club Москва VIP Завтрак
img
Встреча | 18.05.24
PSY Club Санкт-Петербург
Показать еще
  • расчет вашей
    психоматрицы


    Введите вашу дату рождения для рассчета психоматрицы

    Доп. числа  Число судьбы  Темперамент 
    Характер  Здоровье  Удача  Цель 
    Энергия  Логика  Долг  Семья 
    Интерес  Труд  Память  Привычки 
    Быт 

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи

Top.Mail.Ru