Дата публикации: 25.04.2022

Психология развития: задачи и функции психологического процесса формирования человека

Время 
на прочтение:
16 мин
ПРОЧИТАНО 74227 раз

Человеческая жизнь — необратимый, закономерный и направленный процесс изменения личности в зависимости от наследственности, возраста, воспитания и окружающей среды. Психология развития решает множество актуальных проблем современности. Сегодня человечество, получив всю широту выбора самых разных возможностей, благодаря техническому прогрессу, решает новые для себя задачи в области самореализации и самопознания человека.

Наша жизнь стала более динамичной, продолжительной, насыщенной, непредсказуемой. Рушатся привычные границы и представления о возрасте, возможностях, перспективах. Как не потерять себя и направление своего движения на личном жизненном пути?

процесс трансформации

Люди меняются, развиваются физически и психически постоянно. Психологическое развитие происходит поэтапно и последовательно, его особенности схожи в определенные возрастные периоды у всех людей. Сложно предсказать, каким вырастет ребенок, когда он только родился. Но можно предвидеть динамику, проблемы и сложности роста, взросления, становления личности на всех жизненных этапах. А значит, помогать людям расти, развиваться и жить максимально полно, гармонично, эффективно.

В этой статье рассмотрим область науки, изучающей принципы и закономерности психических изменений, факторы, оказывающие на них влияние, этапы личностных трансформаций и методы их изучения.

Определение

Психология развития человека исследует этапы и закономерности становления и изменений личности в течение жизни с учетом всех факторов, оказывающих влияние на эти процессы. Это направление науки занимается исследованиями возрастной динамики психики, качеств людей. Существует несколько предметных разделов изучения:

  • Перинатальный. Психические процессы, особенности и закономерности внутриутробного и новорожденного периода детей.
  • Детский. Становление личности ребёнка до 12 лет.
  • Юности и зрелого возраста. Психические и личностные изменения от подростковых до преклонных лет.
  • Геронтопсихология. Особенности пенсионного периода жизни людей.

Развивающая психология достаточно молодое научное направление, получившее официальное признание во второй половине двадцатого века. В системе дисциплин область исследований занимает особое место. Одной из первых работ в этой отрасли можно считать книгу «Душа ребенка» Вильгельма Прейера, изданную в 1882 году. Путь, пройденный учеными с момента появления исследований до сегодняшнего дня — это опыт поколений и путь, который прошло само человечество. Это движение продолжается постоянно — с течением времени меняется сам человек и окружающая его среда.

Понятие развития в общей психологии имеет несколько трактовок. Это могут быть процессы совершенствования, структурных, количественных, качественных преобразований, а также сами трансформации, которые способствуют другим переменам на различных уровнях. Они будут иметь разнообразные характеристики: скачкообразные и непрерывные, индивидуальные и универсальные, временные и постоянные, обратимые и устойчивые, регрессивные и эволюционные и т. д. Кроме того, включать в себя следующие неизбежные этапы: рост, созревание, дифференциацию, научение, социализацию. Но говоря простыми словами, это изменения с течением времени.

Что изучает психология развития

методы исследований

Процесс трансформации человека идет в трех основных направлениях:

  • Физическом: общефизические и телесные параметры, формы и размеры, двигательные, сенсорные особенности, способности и умения.
  • Когнитивном: мышление, интеллект и психика.
  • Психосоциальном: проявления личности во взаимодействии с социумом.

Эти направления тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга взаимное влияние. Личностная целостность и гармоничность, реализация индивидуальных особенностей и возможностей находятся в прямой зависимости от того, насколько полно, объемно и соответственно возрасту развито каждое из трех.

Объект психологии развития — это непосредственно человек в процессе своих индивидуальных изменений в течение жизни. Трансформации личности обусловлены как неизбежным хронологическим переходом от одного возрастного периода к другому, так и особенностями и условиями окружающей среды. Эти индивидуальные изменения различны по своим характеристикам:

  • Количественными, когда растет объем или размер умений и знаний, например, увеличение словарного запаса.
  • Качественными, при появлении новых умений, к примеру, переход от ситуативной речи к монологу.
  • Революционные или так называемые скачки, когда развитие нового навыка, знания и умения конкретного предмета, появляются быстро, буквально на глазах. Эти изменения глубокие и мощные по своему характеру и сути.
  • Ситуационные или обратимые, возникающие под воздействием каких-либо перемен и преобразований в социуме. Такие изменения необходимо закреплять и отрабатывать.
  • Эволюционные, развивающиеся планомерно, медленно и постепенно.

Источниками для научных изысканий будут одновременно и научно-теоретические основы биологии и эволюции, и изучение механизмов влияния общества, культуры, социума на личностные трансформации.

Предмет психологии развития — процесс индивидуальных преобразований в результате перехода с одного возрастного этапа на другой, тенденции, закономерности, механизмы микро и макропсихических изменений личности. Специфическое сочетание физических, психических и поведенческих характеристик определяют человеческий возраст. Они могут отличаться у одного индивида. Поскольку один из них имеет четкие временные границы, а другой достаточно размытые: особенности и характеристики психического уровня личности сдвигаются. Например, «плавают» пределы подросткового возраста, который напрямую зависит от начала полового созревания подростков.

Задачи психологии развития

Это современное направление имеет научно-практический статус среди других дисциплины, поскольку решает множество как теоретических, так и прикладных вопросов. Так к теоретическим относят исследование качественных характеристик, а также критериев основных возрастных групп, динамики их изменений, влияния на них социокультурной, этнической, исторической среды. А научно-практическими считаются создание и совершенствование методической основы для условий полноценного формирования, становления и реализации личности во всех жизненных периодах с учетом кризисов и их проявлений.

Задачи психологии развития — это поиск решений в нескольких приоритетных направлениях:

  • Раскрывать общие закономерности и условия личностных изменений.
  • Устанавливать причины переходов на следующий этап и соответствующих им трансформаций.
  • Классифицировать и характеризовать основные периоды жизни.
  • Формировать представление общей психической картины для каждого этапа.
  • Изучать влияющие на изменения факторы и причины.

Выявляя динамику трансформаций на каждом этапе, сравнивая результаты, объясняя причинно-следственные связи, формулируются научные основы и практические рекомендации. Таким образом, психология развития, как наука, основные понятия своего изучения и исследования формирует путем обоснованных научных открытий, наблюдений, давая ответы на следующие вопросы становления личности:

  • Что имеем? Возрастные нормы, уровни, оценка реального положения вещей.
  • Почему это случилось? Что повлияло на формирование этого уровня.
  • Что произойдет, когда? Прогноз дальнейших изменений при определенных условиях.
  • Что должно быть? Реальная картина для определенных условий.
  • Как достигнуть целей? Коррекционные действия, способные привести к результату.
  • К чему это приведет? Определение эффективности коррекционных действий.

Основные функции психологии развития

биологический возраст

В решении приоритетных вопросов реализуются следующие процессы:

  • Описание. Характеризуются особенности группы с позиции переживаний, реакций, поведения.
  • Объяснение. Выявляются причины, закономерности, факторы, которые привели к тем или иным проявлениям, переменам в поведении и трансформациям переживаний.
  • Прогноз. Определяются возможные поведенческие и внутренние перемены на каждом этапе в зависимости от условий.
  • Коррекция. Предлагаются и вносятся необходимые изменения для достижения оптимального результата.

Таким образом, перечисленные функции возрастной психологии формируют модель, на основе которой можно исследовать и давать оценку индивидуальной динамике, особенностям психики, поведенческих реакций в конкретном жизненном случае, рекомендовать шаги по формированию, улучшению и совершенствованию необходимых характеристик личности.

Методы исследований

Закономерности каждого этапа, механизмы приобретения тех или иных навыков, их закрепление, совершенствование влияют на личностные преобразования. Оценить уровень и качество таких изменений можно с помощью общенаучных и общепсихологических способов исследований. Они адаптируются под предмет и задачи психологии развития, возможности изучения возрастных трансформаций и психических процессов, и делятся на следующие категории методов.

Моделирование

формирование личности
Реализуется путем создания реальности через события, эмоции, ситуации, настроения. Он позволяет получить достаточно точную картину о состояниях психики, поведенческих реакциях человека при определенных условиях и помогает определить закономерности его поведения. Моделирование эффективно при анализе произошедших перемен, их устойчивости и необратимости.

Психофизиологические методы

Здесь предметом психологии развития является исследование нервной и психической деятельности малышей первых двух лет жизни. А также детей, находящихся в условиях специализированных учреждений. Это узкоспециализированные методики, которые помогают дать оценку уровня психических процессов, используя наблюдение за действиями и движениями ребенка. В их основе лежит исследование условных рефлексов и поведенческих реакций новорожденных и детей в раннем возрасте. Только соответствующие специалисты могут осуществлять реализацию таких методик наблюдений и давать качественную оценку результатов.

Психогенетические

В этой группе предметом изучения психологии развития является роль влияния наследственности на формирование личности. Эти способы позволяют выявить врожденные генетические и негенетические факторы, оказывающие воздействие на особенности психики и поведения. Одна из таких — «метод близнецов», сравнивающий монозиготные и дизиготные формы и родословную. Сложность психогенетических методик позволяет работать с ними только соответствующим специалистам.

Исторические

Эта категория приемов основана на исследовании документов и различных источников — личных дневников, автобиографий, историй болезни всем известных и обычных людей. Поэтому здесь предмет психологии развития — это изучение жизни человека, его опыта, особенностей воздействия на него наследственных факторов и среды. Эти методы могут использоваться в повседневности. Например, вдохновляющие автобиографические истории — отличные мотиваторы.

Психологические

Эти методы делятся на две группы. К первой относят интроспективные методики, основанные на самостоятельном изучении себя через самонаблюдение и самооценку. Они достаточно широко используются в настоящее время в форматах различных тренингов и курсов. Здесь сам индивид и его психические процессы — объект и предмет психологии развития.

Метод самонаблюдения помогает человеку выявить у себя психологические особенности и характерные поведенческие реакции.

Самооценка дает возможность определить сильные и устойчивые характеристики и стороны своей личности.

Социально-психологические

анализирование результатов творчества

Вторая группа включает в себя эффективные и доступные в реализации и анализе соответствующие методики, которые реализуются через посредника — специалиста, собеседника, коллегу, руководителя, близкого человека. Это наиболее распространенные методы исследований. Они просты и доступны в использовании. Предмет изучения психологии развития — психические процессы и оценка личностного уровня. Для этого активно используются следующие методики:

  • Анкетирование: получение необходимых данных через ответы на вопросы.
  • Тестирование: исследование уровня возможностей, знаний, навыков тестовыми методами.
  • Беседа: сбор и анализ информации через живое общение участников.
  • Интервью: получение данных, когда один из собеседников задает вопросы.
  • Социометрия: исследование и анализ статуса личности в группе людей.
  • Анализирование результатов деятельности или творчества: сбор данных через оценку знаний, навыков, творческого уровня.

Возрастные группы

В настоящее время в психологии развития используется много эффективных методов исследования. И все-таки для точной оценки необходим комплексный подход, учитывающий психические особенности и важные характеристики возраста. Его принято определять периодом времени с определенным уровнем и качеством физических, психологических и поведенческих данных. Такое сочетание будет сугубо индивидуальным. Поэтому существует несколько категорий для оценки:

  • Биологический возраст. Степень физического состояния и здоровья организма.
  • Социальный. Определяется ролями и реализуемыми функциями человека в социуме.
  • Психологический. Психический уровень и поведение личности.
  • Физический. Фактический по дате рождения.

Предметом возрастной психологии развития является процесс, происходящий в группе по возрасту под влиянием причин, влияющих на трансформацию индивида.

Факторы, влияющие на формирование личности

исследование дневников

Мировоззрение человека, его ценности, потребности, характер, реализация внутреннего потенциала формируются под воздействием и во взаимодействии нескольких одинаково важных аспектов. Условно они делятся на биологические или врожденные и социальные, т. е. внешнюю среду и воспитание. Постоянное изучение влияния этих факторов на нашу жизнь, ее качественные изменения и улучшения имеет большое практическое применение, и придает особое значение психологии развития в современном мире.

Наследственность

как влияет воспитание
Каждый человек получает при рождении свой индивидуальный набор ресурсов, характеристик, возможностей, способностей, определяемых генами. Эти врожденные наследственные параметры мы получаем от своих родителей. Жизненный путь будет развиваться под влиянием этих параметров. Наследственность имеет большое значение и порой задает определенные границы и рамки для человека. Так, врожденная умственная отсталость не позволит стать ученым, а физические недостатки могут помешать спортивной карьере. Изменение влияния наследственности на личностное развитие, является предметом изучения современной науки и перспективным направлением будущего.

Среда

Это те условия, в которых рождается, живет и развивается человек. Природные и климатические особенности, культура, традиции, общественное и государственное устройство, семейный климат и взаимоотношения с близкими и друзьями, социум и любые внешние события, имеющие значение для становления личности. Среда определяет, как будут развиваться навыки человека, формироваться его потребности, ценности и взгляды. В отличие от наследственности ее можно менять. Она помогает строить свою жизнь и управлять жизненными процессами. Цели и задачи психологии развития позволяют нам определить характеристики необходимой развивающей среды.

Воспитание

оценка личностного уровня

Непрерывный процесс целенаправленного формирования и становления личности, готовой для жизни в обществе, выполнения социальных функций и ролей, реализации своего потенциала. Это системные действия с учетом семейных и социокультурных ценностей и норм. Значимыми взрослыми для детей в этих процессах становятся прежде всего родители, а также родные, педагоги, тренеры. От воспитания зависит, каким вырастет ребенок, как сможет реализоваться в жизни и взаимодействовать с миром. Вектор обучения детей определяют родители. На что им опираться, принимая решения? Поможет наука.

Возрастная психология развития изучает процессы и факторы формирования личности ребенка, дает подробные рекомендации и основу для изучения вопросов воспитания. Она позволяет родителям сформулировать для себя собственные важные принципы и методы с учетом своих ценностных ориентиров, помогает без потерь проходить трудности детских и подростковых кризисов, дает возможность лучше понимать поведение ребенка, находить с ним общий язык, быть ближе, оказывать необходимую поддержку в сложных жизненных ситуациях. А значит, и расти детям счастливыми и здоровыми.

Заключение

Объектом психологии развития является процесс трансформации человека. Изучая это научное направление исследования личности, используя его последние данные, рекомендации, применяя их в своей жизни, мы, безусловно, начинаем лучше понимать процессы, происходящие с нами. А значит, можем лучше управлять своей жизнью, повышая ее качество, достигая важных и нужных нам результатов. В школе Ненумерологии вы сможете получить уникальные навыки с нуля — понимать людей и находить верный подход в общении с ними, создавать ресурсные отношения, понимать свои эмоции и многое другое.

Популярные вопросы

1. Как формируется характер?

Складывается он в течении всей жизни. Зависит от особенностей жизненного пути, воздействия общества и всех видов общественного влияния на личность. И в зрелом возрасте под влиянием событий, воздействием общественного развития происходят значительные изменения как в характере в целом, так и в отдельных личностных чертах.

2. Чем темперамент отличается от характера?

Первое свойство определяется биологическими особенностями организма, второе – социальной средой, в которой человек формируется и живет.

3. Может ли человек измениться?

Если у личности есть цель и желание – она сможет начать изменения в нужном направлении.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
loading.gif Загрузка...

Мероприятия..
img
Встреча | 21.04.24
PSY Club Минск
Показать еще
  • расчет вашей
    психоматрицы


    Введите вашу дату рождения для рассчета психоматрицы

    Доп. числа  Число судьбы  Темперамент 
    Характер  Здоровье  Удача  Цель 
    Энергия  Логика  Долг  Семья 
    Интерес  Труд  Память  Привычки 
    Быт 

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи

Top.Mail.Ru