Дата публикации: 21.07.2022

Нарушение мышления: расстройство мыслительных процессов в психологии, виды и признаки патологии

Время 
на прочтение:
15 мин
ПРОЧИТАНО 7675 раз

Процесс познания окружающего реального мира присущ любому живому существу. Но только у человека он настолько многообразен, что включает не только исследование уже имеющегося, но и проекцию того, что только может случиться. Мышление, нарушение которого определить достаточно трудно, не умещается в жесткие рамки и критерии. Оно обязательно отражает индивидуальность личности, во многом зависит от темперамента, возраста, предпочтительного способа взаимодействия с внешним миром и других составляющих. Определить в таких условиях патологию сложно, требуется не только длительное наблюдение за пациентом, цикл бесед, но и анализ его поведения в естественной и стрессовой обстановке. Лечение проводится комплексно, включает медикаментозную терапию, психотерапевтические техники и адаптационные мероприятия. Узнать о своих личностных особенностях и научиться развивать свой потенциал, поможет консультация от экспертов школы неНумерологии.

прогноз и профилактика

Понятие о мышлении и его нарушениях

Познавательный психический процесс включает такие операции, как:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнения;
  • классификация;
  • обобщения;
  • конкретизация;
  • абстрагирование.

По мнению специалистов, это опосредованный способ отражения действительности. Расстройства представлены весьма разнородной группой симптомов, различаются интенсивностью, направленностью, тематикой, а также влиянием на эмоциональную сферу и поведение. Часто они сопровождаются неврологическим или психиатрическим диагнозом. При органическом поражении ЦНС наблюдаются трудности с абстрагированием. Эндогенные психозы провоцируют ощущение разорванности событий. По сути, нарушение мышления психология определяет как выход за границы общепринятой нормы.

Особенности заболевания

Понять, что человек неадекватен, достаточно трудно. Так, порой списывают странности на милые особенности воспитания, характера или последствия потрясений. Многие утверждают, что творческие люди и гении науки должны отличаться поведением и мировоззрением от других. За подобными рассуждениями легко пропустить те самые тревожные симптомы, которые указывают на развивающиеся патологии. Стоит учесть, что большая часть из них часто находится в спящем состоянии и активируется при сильном потрясении, эмоциональном всплеске, поэтому и распознать их на ранней стадии не всегда представляется возможным.

Классификация расстройств и видов нарушений мышления затруднена не только их разнообразием, но и непохожестью клинических картин. Тем не менее они объединяются по наиболее характерным признакам. Важной особенностью является связь с речью, установление отношений между предметами и явлениями окружающего мира, а также с потребностями, мотивами, отношениями, эмоциями. Необходимо разграничивать мыслительные функции и интеллектуальные возможности. Они взаимосвязаны, но достаточно часто фиксируются случаи, когда при повреждении в одной сфере вторая остается неизменной.

Группы людей с диагнозами истерии, неврастении и психастении демонстрируют структурные нарушения мышления, причины и последствия которых значительно различаются. Это подтверждается с помощью набора Векслера и методики Выготского-Сахарова.

Наибольшую трудность представляют невербальные задания. При практическом выполнении задач по классификации предметов или явлений такие личности опираются на свои принципы, которые впоследствии не во состоянии объяснить. Этим же отличаются их суждения и оценка происходящего. В таком случае говорится об извращенной логике, которая является следствием болезни. Нужно учитывать влияние личностных, возрастных особенностей.

Типы нарушения мышления

распространенные предпосылки

В зависимости от симптоматики различают несколько вариантов патологических состояний. Классификация достаточно условна, но позволяет сориентироваться в происходящем, определить наиболее явные отклонения и подобрать для них оптимальную терапию. При ранней диагностике и обращении к специалистам в большинстве случаев прогноз благоприятный, удается восстановить утраченные способности.

Как правило, в чистом виде патологии не встречаются, у одного пациента определяются сочетания нескольких изменений. Одно доминирует, другие значительно осложняют общую картину:

  1. Нарушение мыслительных процессов по времени восприятия и скорости обработки информации. Достаточно характерно ускорение, замедление, стагнация. Формирование ассоциативных связей может происходить лавинообразно или полностью останавливаться независимо от внешних раздражителей.
  2. Операциональный компонент также подвержен деформации. Затруднены синтез и абстрагирование, нет возможности распределить действия или предметы по категориям, искажаются уровни обобщения.
  3. К мотивационно-личностным расстройствам относят отсутствие самоконтроля, способностей к адекватной оценке ситуации, отсутствие навыков ведения диалога. Часто встречается расплывчатость и разорванность суждений.

Кроме этого, описываются и более конкретизированные патологии.

Формальные расстройства мышления по форме психиатрия относит к комплексным нарушениям, поскольку одновременно страдает речь и поведенческие модели. Признается основной особенностью шизофрении и других психозов. При этом не происходит отделение правильных суждений от неправильных, ассоциативные ряды также выстраиваются по приоритету больного, а не по фактической ценности.

Проводится подразделение на подтипы:

  • Скачки идей с быстрой сменой темы разговора.
  • Персеверация характеризуется настойчивым неоправданным повторением одних и тех же мыслей, определяется анализом структуры речи.
  • Разрыхление ассоциаций указывает на разрыв логических связей, суждения невозможно упорядочить в ходе дальнейшей беседы.

Также в эту категорию входит расширение понятий, когда объединяются идеи, явления или предметы без явной схожести.

Количественные нарушения мышления включают несколько групп:

  • Тахифрения — ускоренное образование ассоциативных связей с понижением их качественных характеристик.
  • Ментизм — автоматический наплыв мыслей, не подчиняющийся волевому усилию.
  • Шперрунг — обрыв потока, состояние блокады.

Сюда же относят тугодумие, при котором замедляется ход мыслей, появляется излишняя детализация, обстоятельность, вязкость. Встречается при деменции, паранойе.

Отклонение легко определяется в процессе разговора по постоянному переходу от одной темы к другой без возврата к первоначальной точке. Резонерство заключается в бездумном пересказе банальных истин в нравоучительном ключе. Разорванность повествования также указывает на продуктивные расстройства и патологии мышления, в психологии они отмечаются как сопутствующие. В доминанту выводятся редко.

По каким причинам возникает эта проблема

патогенез и риски

В основе глубоких патологических состояний лежат биологические факторы. Более легкие и обратимые появляются при стрессовых ситуациях, психотравмирующем воздействии.

Наиболее распространенные предпосылки:

  • недостаточность кровообращения;
  • интоксикации;
  • травмы головы;
  • психозы;
  • дегенеративные изменения;
  • эпилепсия;
  • злокачественные образования в мозгу;
  • воспаление мозговых оболочек;
  • депрессия;
  • стрессы;
  • сильные эмоциональные потрясения.

Возможно нарушение мыслительных процессов как осложнение после инфекционных заболеваний, длительного периода вынужденной неподвижности при серьезных травмах, временном или постоянном параличе, злоупотреблении алкоголем, наркозависимости, после перенесенных травматических событий.

Депрессия также входит в число причин, поскольку заставляет человека сосредоточиться на внутренних проблемах и переживаниях в ущерб восприятию реальности. Глубокое тяжелое состояние способно лишить воли, стремления к действию, что, в свою очередь, пагубно отражается на всех аспектах мышления.

По каким признакам определяют это состояние

диагностика отклонения

Чтобы заметить патологии, необходимо наблюдение за человеком и проведение предметной беседы. Наиболее ярко при этом проявляется неумение придерживаться выбранной темы, несвязная речь, неспособность сосредоточиться на определенных факторах. Страдает внимание, утрачивается умение обобщать и анализировать факты, пропадает навык к усвоению новой информации.

В тяжелых случаях человек теряет способность самостоятельно существовать в обществе без поддержки других людей. При появлении первичных симптомов необходимо сразу обращаться к специалистам.

Патогенез расстройства

как лечить состояние

По модели Павлова мысль является следствием рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для ее формирования и фиксации требуется слаженная работа нескольких систем мозга. При выпадении любого компонента появляется расстройство, мотивационно-волевой фактор распадается при поражении лобных долей. Остальные гипотезы являются вариациями основной.

Учитывая, что до сих пор не найдено универсального определения мыслительных операций, не удивительно, что и объяснение самих механизмов восприятия, обработки, обобщения и анализа информации описаны довольно приблизительно. А нарушение целенаправленности процесса мышления в психиатрии и виды патологии классифицированы условно, с большим процентом допущений.

Не стоит забывать, что каждый человек уникален не только по характеру, но и по реакции на внешние обстоятельства. То, что для одного станет причиной легкой досады или раздражения, у другого может стать триггером к сбою в мыслительных механизмах. При этом не всегда это будет связано с физическим или психическим недомоганием.

Прогнозировать течение заболевания также невозможно, поскольку слишком высока вероятность присутствия скрытых причин, одной из которых может стать наследственный фактор. Его прямое влияние не подтверждено, но учитывать такой вариант нужно обязательно.

Симптомы нарушения мышления

социальная дезадаптация

Они зависят от типа расстройства и наличия сопутствующих осложнений. Чаще всего специалисты обращают внимание на темп и качество речи, логичность фраз, способность придерживаться единой линии повествования, умение концентрироваться на задаче.

Ускорение процессов наблюдается при мании и гипомании. Идеи остаются невысказанными, мысли скачут и обрываются, человек не способен контролировать поток слов, не вдумывается в их содержание, звучание приобретает фоновую функцию.

Депрессию и астению сопровождает замедление всех реакций, синдром расстройства мышления образно напоминает застывшее болото. Появляются затруднения в подборе определений и построении связных и понятных другому человеку фраз.

Частичная утрата способности к обобщению часто сопровождается общим снижением интеллекта. При восприятии теряется детализация. Это значит, что люди не могут выделить особенности, признаки, свойства. Воспринимают предметы или события как единое целое либо объединяют их по внешней и ситуационной принадлежности, не всегда понятным для стороннего наблюдателя.

Во многих случаях расстройство мышления — это симптомы тяжелых органических нарушений, например, длительной гипоксии или очагового поражения мозга. В такой ситуации появляется хаотичность рассуждений, провалы в памяти, утрата способности к связному изложению событий и описанию самочувствия. Вызывает затруднение любое абстрактное понятие или просьба классифицировать предметы по определенному признаку.

Должно насторожить и чрезмерное «застревание» на деталях. При этом человек углубляется в собственные рассуждения, внимание надолго фиксируется на незначительных подробностях. Это может быть как особенность характера, так и скрытое нарушение мыслительной деятельности.

При паранойе характерны бредовые или сверхценные идеи, они обычно направлены на личность больного, но могут проецироваться и на окружающих. Вероятны иррациональные страхи, повторяющиеся мысли и воспоминания, возникают спонтанно.

Осложнения

Наибольшая опасность — потеря адекватности, социальная дезадаптация. Человек теряет способность к выполнению сложных работ, требующих концентрации и внимания, не может контролировать свои эмоции, не осознает последствия поступков. Депрессии и бред с большой долей вероятности приведут к попыткам суицида.

Люди с подобными проблемами нуждаются в присмотре, уходе, коррекции поведения. Для обеспечения безопасности им нужно создать особые условия.

Диагностика

первые синдромы

Патологии не выявляются путем проведения лабораторных анализов или назначением МРТ. Таким образом, можно найти только сопутствующие заболевания или нарушения, ставшие причиной, по которой развилось патологическое мышление. Основной акцент делается на психологическое тестирование. Важное значение имеет заключение психиатра и невролога. Во время беседы оценивается адекватность реакций, способность поддерживать диалог, логичность и связность речи. Существую и специфические методики изучения скорости восприятия и других критериев.

Это тесты на классификацию, исключение и создание аналогий, выявляющие способность к обобщению, склонность к смещению акцентов. Умение находить скрытый смысл указывает на уровень адекватности, помогает определить наличие резонерских высказываний, для чего просят больного интерпретировать пословицу или метафору. Скорость создания ассоциативных связей выявляется при помощи специального теста на парные слова.

Когда не исключены синдромы нарушения мышления, добавляют обследование сосудов головного мозга, которое может дать информацию о возможных органических поражениях. Определение предпосылок чрезвычайно важно для подбора методов восстановления мыслительных функций и устранения уже развившихся осложнений.

Лечение

Достижение устойчивого положительного результата обеспечивает только комплексный подход. Медикаментозная терапия призвана улучшить физическое состояние, активизировать кровообращение, убрать застойные явления, приводящие к гибели клеток и разрушению нейронных связей. Препараты выбираются исходя из симптомов основного заболевания.

Если выявлена патология мышления, психиатрия при легкой и средней степени расстройства дает благоприятный прогноз. Для коррекции используются психотерапевтические техники, имеющие ведущее значение. Они ориентированы на восстановление функций. Наиболее эффективны гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая техника, групповые тренинги и индивидуальные консультации.

Семейные занятия нацелены на возвращение пациента в социум. Для этого родственникам объясняют, чего ждать при данном заболевании у близкого человека, как вовлечь его в совместные дела, помочь продолжить профессиональную деятельность, если это возможно.

Прогноз и профилактика

медикаментозная терапия

Все зависит от основной болезни и особенностей ее развития. Бывают необратимые изменения, при которых можно только поддерживать уровень самостоятельности и затормаживать процессы деградации. Если человек находится в группе риска или у него уже обнаружены симптомы расстройства, то нужно исключить стрессовые ситуации, пересмотреть график работы и отдыха, обеспечить полноценное питание и поддерживать интерес к прежним занятиям.

Заключение

Узнать, какие виды и признаки нарушения мышления в психологии кратко описаны и как они классифицированы, можно в любом медицинском справочнике. Но информация в них рассчитана на специалистов. Поэтому в статье мы помогли в этом разобраться более подробно, тем, кто не имеет профессиональной подготовки и медицинского образования. Если вы хотите лучше узнать себя, эксперты школы неНумерологии проконсультируют вас — эмоционально-психологические особенности, стратегия в романтических отношениях, коррекция слабых и развитие сильных сторон и многое другое. Они используют уникальный метод статического психоанализа, который подробно расскажет о вас и поможет в выборе жизненных целей и их достижении.

Рейтинг статьи (0): 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

  • расчет вашей
    психоматрицы


    Введите вашу дату рождения для рассчета психоматрицы

    Доп. числа  Число судьбы  Темперамент 
    Характер  Здоровье  Удача  Цель 
    Энергия  Логика  Долг  Семья 
    Интерес  Труд  Память  Привычки 
    Быт 

Добавить комментарий

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи

Top.Mail.Ru