Дата публикации: 21.11.2023

Тревожный ребенок: как помочь детям с повышенной тревожностью

Время 
на прочтение:
14 мин
ПРОЧИТАНО 27600 раз

Детская психика очень подвижна и бурное переживание эмоций для детей — норма. Тем не менее ребенок, у которого тревожное состояние удерживается длительное время, это повод для беспокойства и анализа происходящего. Особенно если наблюдаются приступы страха, навязчивые мысли и движения. Требуется не просто поддержка со стороны родителей, а особый стиль поведения, который позволит дать опору, ощущение моральной безопасности и повысить уверенность в своих силах.

Нужно понимать, что в отдельных случаях подобные особенности могут появиться как косвенные признаки расстройства. У подростков такие симптомы также нельзя игнорировать. Узнать о том, как помочь, можно на курсе МатериАнство. Вы научитесь предотвращать развитие неврозов и помогать своему сыну или дочери, учитывая их психологические особенности.

Общее понимание

Страх — это нормальная реакция на экстремальные или угрожающие ситуации. Он помогает мобилизоваться, реагировать быстро, находить оптимальное решение для сохранения своей жизни. Если речь идет о длительном постоянном напряжении и постоянном ожидании неприятностей, то специалисты говорят о повышенной тревоге. Она выматывает, лишает сил и энтузиазма, становится причиной эмоциональной истощенности, мешает полноценно общаться и снижает способность к адаптации, приводит к бессоннице.

Высокий уровень тревожности у ребенка, страх создают условия для развития различных нарушений. Важно понять, когда свойство врожденное, а в каких ситуациях оно становится признаком неудовлетворенных потребностей. У детей дошкольного возраста это стремление к безопасности и теплым отношениям, у подростков — необходимость признания их как личности, свобода выбора, уважение. Если они не получают того, что требуется, начинается нарастание внутреннего напряжения, выливающегося в беспокойство, неосознанные опасения, со временем перерастающие в расстройства.

проблемы со сном

Формы повышенной тревожности

Классификация проводится в зависимости от уровня демонстрируемых эмоций.

  • Открытый тип характеризуется демонстративным поведением. Цель — привлечь внимание к своей проблеме. Ребенок говорит впрямую, что боится, ему некомфортно, плачет и пытается постоянно быть рядом со взрослым, которому доверяет. Не любит оставаться в одиночестве и плохо себя чувствует в малознакомом коллективе.
  • Закрытый определяется по «патологическому спокойствию». Происходит подавление естественных реакций, оно настолько велико, что может выглядеть как апатия. Идет отрицание дискомфорта, но при этом внутреннее состояние очень напряженное. Такой вариант опасен внезапным взрывом, панической атакой, развитием полноценной фобии или психического отклонения, поскольку взрослые не всегда могут распознать проблему и своевременно принять меры к улучшению психоэмоционального состояния малыша или подростка.

Нужно учесть, что любое явное несоответствие поведения по возрасту должно вызвать повышенное внимание со стороны родителей и воспитателей или преподавателей школы.

апатия

Симптомы

Определить причины тревожности у детей, повышенный уровень беспокойства ребенка несложно, если знать, что считается особыми признаками. К ним относятся:

  • боязнь нового;
  • отказ от ранее неизвестного рода деятельности;
  • острая реакция на бытовые ситуации;
  • неуверенность в себе;
  • быстрая утомляемость;
  • рассеянность;
  • склонность видеть в людях и событиях только негатив;
  • неадекватная реакция на критику;
  • пассивность;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • постоянно испытываемое чувство вины;
  • жалобы на плохие сны;
  • низкое качество сна;
  • плаксивость;
  • нетерпеливость;
  • потеря контроля во время вспышек гнева;
  • нежелание отпускать родителей;
  • соматические боли, недержание мочи, энкопрез;
  • желание уклониться от трудностей и неприятных с точки зрения подростка обязанностей.

Могут быть и другие признаки. Это зависит от характера, индивидуальных особенностей и возраста.

Источники и причины детской тревожности

Специалисты говорят о 2 типах предпосылок: физиологических и психологических. К первым относится наличие заболеваний, при которых повышенное беспокойство выступает косвенным признаком недомогания. При гиперактивности и аутизме подобное наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Генетика тоже имеет немаловажное значение, как и так называемое «усвоенное поведение», когда алгоритм перенимается от родственников. Не стоит забывать и о возможности дефицита определенных химических веществ, меняющих работу мозга. В этом случае требуется медикаментозная терапия.

Не менее обширна и вторая группа причин тревоги у детей. Она относится к области психологии и вызвана внешними факторами.

отстраненность

Семья

Ребенок чутко реагирует на домашнюю атмосферу, причем это происходит на подсознательном уровне. В неблагополучных условиях он агрессивен и озлоблен либо, наоборот, пассивен и зажат. В любом случае проблема явно присутствует. Если один или оба родители алкоголики, то высок риск асоциального поведения из-за попыток развеять свои страхи, доказать состоятельность перед сверстниками.

Завышенные требования к наследникам тоже повышают вероятность того, что появятся признаки тревожности у детей. Попытки реализовать свои мечты через новое поколение приводят к плачевным результатам, психологическим травмам, появлению панических атак и постоянному внутреннему напряжению. Во что это выльется впоследствии сказать трудно, но явно на пользу не пойдет, а скорее всего, затормозит развитие и заблокирует стремление к творческому самовыражению.

Авторитарное воспитание порождает постоянный страх сделать что-то не так, вызвать недовольство старших и получить за это наказание. В одних случаях неокрепшая личность ломается, в других — идет на бунт, приобретая целый «букет» различных психологических комплексов.

Встречаются типы тревожных детей, которые приобрели расстройство в результате постоянных запугиваний матери. Она сама нерешительна и постоянно всего боится, во всем видит только плохое и в любой ситуации прогнозирует негативный исход событий.

держать чувства в себе

Школа

Причин для ухудшения психологического самочувствия несколько.

  • Низкая успеваемость и осуждение родителей. Это чаще всего происходит в младших классах, когда увеличивается количество предметов, усложняется материал и происходит отставание в его усвоении. Если родственники реагируют неадекватно, наказывают за неудовлетворительные оценки, то на этой почве развивается устойчивое беспокойство. Оно приводит к ослаблению внимания и способностей к запоминанию новой информации. Получается замкнутый круг. Рекомендации для тревожных детей в данном случае заключаются в переключении внимания на другие аспекты, обязательном позитивном восприятии любых достижений, необязательно в учебе.
  • Неумение найти контакт со сверстниками. Эта проблема может возникнуть в любом возрасте, особенно остро вопрос проявляется при переходе из одной школы в другую. Подросток оказывается в социальной изоляции, воспринимает это очень остро, замыкается в себе, начинает проявлять беспокойство, перерастающее в устойчивое расстройство.
  • Плохая адаптация. Речь идет о смене статуса с дошкольника на школьника. Меняются приоритеты, требования. Распорядок дня становится более плотным, приводя к срывам, скандалам, отказу от выполнения заданий или показной апатии.
  • Потеря интереса к учебе. Чаще всего возникает в старших классах. Сопровождается тревогой по поводу будущего, предстоящих экзаменов, необходимости выбирать новое учебное заведение среднего или высшего звена. Виды и проявления тревожности у детей школьного возраста в этот период достаточно разнообразны, причины могут быть завуалированы. Задача взрослых — вовремя помочь советом, проявить участие, показать, что они готовы предложить свою поддержку в совместном решении вопросов.

травля

Друзья

Кто-то общается ради удовольствия и способен поддерживать контакты с большим количеством сверстников. Беспокойные малыши часто сами отвергают компанию из опасения, что их обидят, начнут насмехаться или не поймут. При этом наблюдается дискомфорт при необходимости долгое время находиться в большом коллективе или выполнять общее задание.

Обратитесь за консультацией к экспертам школы неНумерологии, специалист поможет понять, какие потребности есть у ребенка, что может ему мешать и помогать комфортно развиваться. Благодаря полученным знаниями, вы сможете создать для своего сына или дочери благоприятную среду для жизни.

Чем опасна повышенная тревожность

Прежде всего — это подавление естественного проявления эмоций. Страх парализует способность к видению прекрасного, снижает наблюдательность и любознательность, мешает осваивать новое. При длительном беспокойстве развивается полноценное расстройство, мешающее нормальной жизни. Поведение становится неадекватным, например, начинается избегание обычных бытовых дел, которые ассоциируются со страхом или негативом. Пугающую окраску приобретают повседневные ситуации, нарушается терморегуляция, появляется бессонница, что особенно опасно для растущего организма.

Рекомендации психолога по работе с тревожными детьми направлены на купирование осложнений и восстановление морального спокойствия. Нужно учесть, что одномоментно проблема не решается. Требуется длительное время для коррекции поведения подростка, пересмотр принципов воспитания со стороны родителей. В сложных случаях может понадобиться прием лекарств, снижающих беспокойство, гиперактивность, устраняющих навязчивые движения и негативные мысли. Самолечение строго запрещено. Подбор препаратов и расчет дозировок, а также контроль самочувствия может проводить только врач.

переживание

Диагностика

В различных медицинских и популярных источниках подробно описано, что такое тревожность у детей, указаны симптомы тревоги. Но самостоятельно поставить диагноз не получится. Во-первых, требуются специальные знания и опыт, во-вторых, близкие люди зачастую относятся к своему сыну или дочери предвзято, не видят или предпочитают не замечать очевидных вещей либо выдумывают то, чего на самом деле нет. Именно поэтому осмотр и определение круга проблем должен проводить специалист.

Часто подростку трудно открыться перед близкими, и он более свободно будет разговаривать и обсуждать происходящее с посторонним человеком, который не осудит и не станет читать морали, а выслушает без комментариев. При этом важно обращать внимание на жалобы, касающиеся здоровья. Например, ребенку с тревожностью может стать плохо в толпе или при длительном отсутствии одного из родителей, что сопровождается тошнотой, болью в животе, удушьем и другими симптомами. Это все становится контрольной точкой при начале лечения.

потерянность

Для определения уровня расстройства применяется шкала Лаврентьевой и Титаренко и другие тестовые формы. Трактовка результатов происходит по сумме набранных баллов за ответы на вопросы. К этому добавляется наблюдение за поведением в спокойной и стрессовой ситуации, которая может быть спровоцирована специалистом намеренно для оценки реакций.

Как быстро снять повышенную тревожность у ребенка

Если проблема определена, то не нужно впадать в панику или искать моментальные чудодейственные способы излечения. Необходимо настроиться на длительную работу и помнить, что в основе должны быть любовь и принятие малыша или подростка таким, какой он есть, без попыток улучшить или переделать его по своему образу и подобию. Он отдельная и самостоятельная личность, что требуется признать как факт, поэтому надо установить доверительные отношения и уважать его точку зрения.

Если на консультации у специалиста поставлен диагноз тревожности, советы и рекомендации психолога родителям помогут выработать правильную стратегию поведения с тревожным ребенком. Рекомендуется:

  • Сохранять спокойствие в любой ситуации.
  • Не наказывать за проявление страха и беспокойства.
  • Позволить свободно выражать эмоции.
  • Хвалить за достижения, пусть это будет просто вымытая посуда или убранные на полку носки.
  • Планировать действия заранее, предусматривать время на адаптацию к новым условиям.
  • Поставить в известность воспитателя, учителя, тренера об особенностях подростка.
  • Будьте готовы выслушать в любой момент и поддержать морально.

Таким образом, удастся вывести страхи на поверхность и определить их причину. Рекомендации для родителей тревожных детей дошкольного возраста, конечно, отличаются от советов, предназначенных для подростков, но основа одна — любовь и уважение.

В качестве «скорой помощи» желательно придумать кодовую фразу, которая будет ассоциироваться со спокойствием. Например, «я справлюсь» или «мы рядом». Освойте вместе дыхательные упражнения, снижающие напряжение и помогающие сосредоточиться на поставленной задаче. Научите переключать внимание и представлять себя в комфортном месте, расслабляя при этом мышцы шеи и плеч.

поддержка

Когда надо обратиться за профессиональной помощью

Когда в семье тревожные дети, работа с родителями — это обязательный этап восстановительной терапии. Если поведение малышей или подростков вызывает опасения, то нужно идти к психологу. Первую консультацию можно посетить только взрослым. Поделиться своими наблюдениями, подробно описать происходящее. Да, рассказ будет субъективным, но это тоже нужно специалисту, чтобы сориентироваться в ситуации. В случае развития устойчивого расстройства нужно обратиться сначала к педиатру, а затем к врачу-психотерапевту. Наилучший результат дает комплексный подход.

Заключение

Детская тревожность — это достаточно серьезная ситуация, и что делать при появлении признаков, как помочь тревожному ребенку, может сказать только специалист после осмотра и диагностики. Не стоит затягивать с визитом, чтобы не получить непредсказуемые осложнения. Лучше всего принимать меры при первых же признаках нарушений в поведении. Чтобы подробнее разобраться в вопросе и минимизировать риски ошибок при воспитании детей, рекомендуем пройти уникальный курс МатериАнство. Здесь вы научитесь видеть особенности своего сына или дочери, направлять их потенциал в нужное русло и поймете, как ему помочь справляться с трудностями и успешно преодолевать их.

Популярные вопросы

1. Может ли тревожность быть врожденной?

Да, это одно из свойств характера, если человек мнительный и внушаемый, с мобильной нервной системой и низким самоконтролем. Но в этом случае черта проявляется с детского возраста, хорошо прослеживается и обостряется в стрессовых ситуациях. Но гораздо чаще устойчивое беспокойство возникает под влиянием внешних факторов. Это дает шанс отследить и устранить причину, вернуть душевное равновесие.

2. Возможно ли полностью вылечить расстройство?

Да, если оно приобретенное. В этой ситуации рекомендуется консультация психолога, семейная поддержка и, в сложных случаях, прием успокоительных препаратов, которые назначит врач. Не стоит надеяться на быстрый результат, придется продвигаться к выздоровлению постепенно, в комфортном для подростка темпе, удерживая с ним близкую связь и постоянно подчеркивая готовность прийти на помощь.

3. Как поддерживать ребенка, когда он в тревожном состоянии?

Родителям рекомендуется проявлять спокойствие, придерживаться единых требований и линии поведения, избегать резкого изменения планов и о предстоящих событиях предупреждать. Не критиковать, выражать одобрение и акцентировать внимание на его достижениях.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
loading.gif Загрузка...

Мероприятия..
img
Встреча | 15.05.24
PSY Club Москва VIP Завтрак
img
Встреча | 18.05.24
PSY Club Санкт-Петербург
Показать еще
  • расчет вашей
    психоматрицы


    Введите вашу дату рождения для рассчета психоматрицы

    Доп. числа  Число судьбы  Темперамент 
    Характер  Здоровье  Удача  Цель 
    Энергия  Логика  Долг  Семья 
    Интерес  Труд  Память  Привычки 
    Быт 

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи

Top.Mail.Ru