Дата публикации: 20.11.2023

Как развить память у ребенка: особенности развития и тренировки

Время 
на прочтение:
14 мин
ПРОЧИТАНО 28088 раз

Способность к запоминанию присуща всем живым существам, но только аквариумная рыбка помнит последние 30 секунд своей жизни, а птицы семейства врановых способны распознать знакомое лицо и через 5 лет. Для человека это одна из важнейших способностей и вопрос о том, как развить память у ребенка — это не каприз родителей, а вклад в будущее. Умение усваивать и анализировать информацию очень важно в любом возрасте, при этом методики улучшения показателей будут различаться.

Нужно учесть не только количество прожитых лет, но и характер, темперамент, интенсивность восприятия, общее развитие, индивидуальные особенности психики. В этом поможет уникальный курс МатериАнство от школы неНумерологии. Мы научим направлять потенциал сына или дочери в нужное русло и стать для них близким другом, который поможет справляться с трудностями и покорять новые вершины. Кроме того, в курс входит уникальная информация, способная помочь с развитием речи у детей.

Как устроена память человека

Определение включает в себя способность запоминать, хранить и воспроизводить знания, впечатления, эмоции. Объем такого «хранилища» у каждого человека свой, но врожденные данные можно улучшить, если представлять, как работает система и что нужно для ее совершенствования. Интересно, что процесс не единый, а состоит из нескольких направлений, которые работают поочередно или параллельно.

Кратковременная способность хранить информацию призвана зафиксировать событие, текст, эмоцию, картинку. Дальше мозг определяет, нужно ли это хранить и если ответ положительный, то вступает в работу долговременная память и как развить ее у ребенка, чтобы она была действительно устойчивой и работала без сбоев — это один из очень важных вопросов.

Новый опыт означает спонтанную активность нейронов, а забывание похоже на картину, когда окружающие предметы заносит снегом. Сначала слой тонкий, но постепенно очертания размываются и становятся неузнаваемыми.

взаимосвязи

Извлечение забытого не обязательно связано с осознанием факта, что оно добыто из прошлого. Например, человек просто садится на велосипед и едет после того, как долго не катался таким образом. Срабатывают кластеры клеток мозга, указывающих, как крутить педали, держать равновесие, поворачивать и тормозить. При попытке вспомнить свой первый опыт поездки, вполне возможно, всплывут образы родителей или старших братьев, чувство восторга от того, что удалось доехать до конца улицы, то есть сработают ассоциации. На этом и построены многие методики произвольного запоминания.

За определенные действия и виды информации отвечают разные отделы мозга. Фактические и лингвистические знания — левое полушарие, жизненная история по времени и темам — правое. Вместе — это эффективная «поисковая система», объединяющая отдельные фрагменты образов и ощущений в единую картинку. За это отвечает особый отдел — гиппокамп. На его работу пагубно влияет алкоголь, черепно-мозговые травмы, инсульты, вспышки неконтролируемой агрессии или гнева. В таких случаях люди действительно могут не помнить, что делали и говорили.

Любопытный факт: на качество запоминания и воспроизведение воспоминаний влияет питание и объем поглощаемой воды. Обезвоживание значительно снижает внимание и способность к концентрации.

Этапы формирования памяти

В норме развитие навыков запоминания и воспроизведения привязано к возрасту, хотя бывают отклонения в ту или иную сторону. Первый этап в младенческом возрасте и до одного года — это эмоциональный и двигательный компоненты. Затем добавляется узнавание ярких элементов и образов. Следом формируется предметная деятельность, что дает расширенную информацию об окружающем мире, появляется образное мышление. Чуть позже, вместе с речью, возникает вторая сигнальная система, начинают работать механизмы кодирования, декодирования, хранения информации. Примерно к 6 годам развивается словесно-логическая форма.

Если до этого главенствовало непроизвольное запоминание, то ближе к школьному возрасту появляются навыки произвольного усвоения материала. Это уже основа многомерной структуры долговременного логического усвоения и хранения. В подростковом возрасте усиливается самоконтроль, что позволяет целенаправленно запоминать обширные пласты сведений, анализировать и систематизировать их.

сложный механизм

Виды памяти, которые необходимо развивать

У человека редко лидирует один тип, чаще всего, есть ведущий и несколько близких ему по уровню. Их берут как опорные, а остальные развивают при помощи различных методик. Комплекс составляется таким образом, чтобы были задействованы все формы мышления и фиксации материала.

  1. Образное, абстрактное. Создается органами чувств. Чем ярче и полнее впечатление, тем дольше «срок хранения».
  2. Спонтанное. Отличается фрагментарностью, непоследовательностью, особых усилий не требует.
  3. Произвольное. Ставится цель — усвоение определенного рода информации. Требует волевых усилий и концентрации внимания.

Также различают прямой и косвенный вид. Первая воспринимается всеми органами чувств, но образ неустойчивый. Вторая требует применения специальных техник, аллегорий, ассоциаций, самоподсказок. Такая методика позволяет быстро вспомнить требуемое, подходит для младшего школьного возраста, успешно реализуется в игровой форме.

Общие рекомендации по развитию памяти ребенка

Разовые мероприятия результата не дают. Важны систематические занятия с учетом особенностей детской психики и внимания. Оно достаточно неустойчивое, период концентрации составляет примерно 2−3 минуты, поэтому принципы построения тренировок: удивлять и вовремя менять род деятельности. Желательно совмещать запоминание с проговариванием. Таким образом, развивается речь, обогащается словарный запас, повышается уровень образного восприятия. Существует несколько простых, популярных и эффективных способов тренировки памяти и внимания у детей, не требующих специального оборудования и длительной подготовки к занятиям.

Рассказ о прошедшем дне

Это близко и понятно, вызывает эмоциональный отклик, позволяет поддерживать доверительные отношения. А также тренирует навык повествования, помогает освоить принцип хронологии событий, формирования причинно-следственных связей. Сначала потребуются наводящие вопросы, со временем повысится наблюдательность и беседа будет содержать все больше подробностей, фразы станут развернутыми, а описания детализированными.

общение

Чтение и пересказ

Позволяет достичь сразу 2 целей: улучшить технику работы с текстом и развить воображение. Если буквы в слова еще не складываются, то ничего страшного, почитать могут родители, а затем вместе припомнить все события, которые описывались в сказке или рассказе. Полезно заучивание коротких четверостиший. С возрастом меняются темы и увеличивается объем декламируемого наизусть. Это удачный вариант того, как тренировать у ребенка память и внимание, совместив это с расширением кругозора и укреплением интереса к печатному слову.

Изучение иностранного языка

Здесь сразу будут задействованы практически все виды запоминания, от ассоциаций и образов до произвольных волевых усилий. 5−7 новых слов ежедневно пополняет словарный запас и отлично развивает способность к усвоению нового материала. Лучше всего объединять слуховое и визуальное восприятие, разнообразив обучение красочными картинками для усвоения нового и повторения уже изученного.

новые слова

Занятия спортом

На первый взгляд неясно, как ребенку улучшить память при помощи двигательной активности, но если заглянуть в глубины биохимии мозга, то связь хорошо видна. Улучшается поступление кислорода, активизируются обменные процессы, идет поток позитивных впечатлений, что поддерживает любознательность и стремление к познанию окружающего мира. Развивается моторика и координация. Не обязательно заниматься в секции профессионально, достаточно катания на роликах, велопрогулок и игр на свежем воздухе для своего удовольствия.

плавание

Правильный рацион

Дефицит жизненно полезных веществ немедленно сказывается на здоровье и способности к обучению. Сбалансированный рацион — то, что нужно ребенку для хорошей памяти. В списке продуктов, стимулирующих мыслительные процессы:

  • рыба;
  • яблоки;
  • апельсины;
  • бананы;
  • черника;
  • смородина;
  • орехи;
  • чеснок;
  • зеленые листовые овощи;
  • помидоры;
  • шоколад;
  • нежирное мясо;
  • перепелиные и куриные яйца;
  • фасоль.

Полноценное питание особенно важно для растущего организма. При составлении меню нужно использовать только те продукты, которые дети едят с удовольствием. Если малышу не нравится что-то конкретное из еды, то пользы от нее не будет.

полезная еда

Какие специализированные методики существуют

Они разработаны с учетом особенностей развития памяти у детей, поэтому ориентированы на разный возраст. Для самых маленьких подойдет методика Глена Домана. Она рассчитана на деток от 6 месяцев и до 3 лет. В подаче материала объединена слуховая и визуальная подача. Показывается картинка с надписью, которая проговаривается вслух. Обязательные условия:

  • комфортная обстановка;
  • работа до первых признаков усталости или отвлечение внимания;
  • регулярность занятий.

Девиз метода Монтессори: «помогите мне сделать самому». Дается свобода выбора среди нескольких вариантов деятельности. Таким образом, идет самостоятельное формирование различных навыков, малыш проявляет свои способности и получает знания на собственном опыте. Возможность экспериментировать усиливает концентрацию внимания и продлевает время активности.

Развитие памяти и внимания у детей разного возраста

Первые процессы запоминания появляются с 1−3 недели жизни, к 2 месяцам они приобретают постоянный характер, то есть, ребенок впитывает информацию всеми органами чувств, начинает различать знакомые лица, голоса, запахи. Именно поэтому важно разговаривать с малышом, показывать игрушки, петь песенки, ежедневно совершать прогулки на свежем воздухе.

С 2 лет начинается активное формирование процессов запоминания, резко вырастает объем обрабатываемой информации. Любознательность подталкивает к практическому изучению мира. Преобладает непроизвольное запоминание, поэтому важна эмоциональная окраска событий, абстрактные факты не воспринимаются. К 5−6 годам можно осваивать простейшие мнемотехники. В вопросе о том, как тренировать память у детей этой возрастной группы, мнение специалистов едино — в игровой форме.

К наиболее популярным играм относят:

  • Запоминание слов с ассоциациями.
  • Поиск различий.
  • «Дай списать», когда увиденные на доске или отдельном листке слова переносятся в тетрадь без подсматривания в источник.
  • Воспоминания по рисункам.
  • Сочинение историй с заданными словами.

Если упражнение не вызывает энтузиазма, не стоит настаивать, замените его на другое, которое будет выполняться с удовольствием.

помощь

Переход в школу — серьезное изменение в жизни. Способы, как тренировать у ребенка память и внимание, меняются, занятия проводятся с учетом возросшей нагрузки. Полностью их прекращать не надо, но учитывать степень усталости после уроков необходимо, поэтому стоит перенести их на вечер.

Хороший результат в тренировке периферического зрения и параллельного восприятия информации дают таблицы Шульте. К ним можно добавить сравнение списков и поиск отличий, решение головоломок и шарад, отгадывание загадок, игру в шахматы, пересказ литературных произведений и заучивание стихов.

Старшим школьникам специалисты дают совет чертить схемы, записывать тезисы, составлять планы, задействовать ассоциации, которые позже помогут воспроизвести весь нужный объем изученного. Стоит учесть, что интерес и желание запомнить очень важны, без этого усвоенные знания тут же забываются.

Как укрепить память ребенка

У подавляющего числа людей с рождения хорошие способности к запоминанию. Если они начали снижаться или появилась рассеянность, то нужно разбираться в причинах. В числе наиболее часто встречающихся: стрессы, дефицит витаминов и микроэлементов, нехватка воды, органические поражения. Желательно показаться врачу, начать нужно с педиатра.

Если стоит задача — расширить уже имеющиеся возможности, то необходимо соблюдать правило «работы на интересе», не перегружать информацией и обязательно отмечать любые достижения, не скупясь на похвалу.

игры

Что влияет на качество памяти

В организме присутствует определенный запас внутренних резервов. Но если они истощаются по определенным причинам или вовремя не пополняются, это сказывается на способности к запоминанию и воспроизведению. Необходимо беречь детей от следующих вещей:

  • эмоциональных потрясений;
  • дефицита витаминов;
  • неправильного рациона питания, привычки перекусывать на ходу или отдавать предпочтение фаст-фуду;
  • несоблюдения режима дня;
  • переутомления;
  • бессонницы.

Эти факторы мешают использовать свои возможности, ослабляют организм в целом и снижают активность. Зная, как развивается память у детей, можно создать оптимальные условия для того, чтобы ребенок постепенно совершенствовал свои навыки и расширял границы возможностей.

Заключение

Не стоит забывать о принципе индивидуального подбора заданий в соответствии с возрастом, темпераментом, скоростью усвоения сведений. О том, как улучшить память, запустить речь, а также в общем воспитывать ребенка легко и в радости, учитывая его индивидуальные особенности, вы можете узнать на курсе МатериАнство.

Регулярные тренировки, вызывающие интерес и желание продолжить занятие, помогут улучшить природные данные, увеличить объем и качество запоминаемого материала, развить наблюдательность, усидчивость и аналитические способности. Нужно помнить, что в основе детской памяти с точки зрения психологии — регулярность и дозированная подача новых знаний в интересной форме.

Популярные вопросы

1. Как определить верное направление развития для ребенка?

Прежде всего, понаблюдать за ним во время свободного творчества, предложив несколько вариантов занятий. Для получения независимого мнения можно прийти на консультацию к психологу, специалисту по раннему развитию. В любом случае нужно обеспечить 4 вектора движения вперед: познавательно-речевой, художественно- эстетический, социальный и физическую активность.

2. Какие особенности воспитания помогут ребенку самому определиться со сферой интересов?

В основе должны быть любовь и уважение к личности каждого члена семьи. Авторитарный стиль блокирует любознательность и стремление к познанию, вседозволенность поощряет разгильдяйство и отсутствие элементарной личной дисциплины. Как и банально звучит, нужна «золотая середина», где свобода сочетается с понятием обязанностей. Задача родителя не заставить, а направить, помочь с выбором, обеспечить возможность на практике «окунуться» в интересную на данном этапе сферу, например, через посещение секции, кружка, студии.

3. Что делать, если ребенок очень забывчив?

Сначала – выяснить причину. Это может быть скрытое заболевание или дефицит микро- и макроэлементов. Если же нарушений не выявлено, то стоит начать регулярные занятия, направленные на развитие наблюдательности и долговременной памяти.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
loading.gif Загрузка...

Мероприятия..
img
Встреча | 15.05.24
PSY Club Москва VIP Завтрак
img
Встреча | 18.05.24
PSY Club Санкт-Петербург
Показать еще
  • расчет вашей
    психоматрицы


    Введите вашу дату рождения для рассчета психоматрицы

    Доп. числа  Число судьбы  Темперамент 
    Характер  Здоровье  Удача  Цель 
    Энергия  Логика  Долг  Семья 
    Интерес  Труд  Память  Привычки 
    Быт 

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи

Top.Mail.Ru