Дата публикации: 20.06.2023

Произвольное внимание: что это такое в психологии и чем оно характеризуется

Время 
на прочтение:
15 мин
ПРОЧИТАНО 42150 раз

При рождении ребенку присуща реакция на внешние раздражители. Чем старше он становится, тем больший интерес проявляет к тому, что его окружает. Это происходит непроизвольно, то есть фокус быстро смещается на новый интересный объект. Произвольное внимание — признак более зрелого восприятия. Человек способен волевым усилием зафиксировать интерес и удерживать его в течение определенного времени. Им управляют сознательно, возможно его развитие и укрепление путем регулярных тренировок по различным методикам.

Для многих актуален вопрос, как повысить сосредоточенность, управлять волевыми импульсами. Если кажется, что вы столкнулись с похожей проблемой или просто перестали понимать себя — обращайтесь за персональным разбором к экспертам школы неНумерологии. Специалист поможет увидеть ваши слабые и сильные стороны, подскажет, где их лучше всего применить.

самодисциплина

Особенности произвольного внимания

Первые признаки сосредоточенности ребенок проявляет к 3 годам, в 7 навык практически сформирован, что является одним из сигналов готовности к школьному обучению. Это при условии нормального интеллектуального развития и устойчивой психики. При ряде нарушений в этой области человек даже во взрослом возрасте может быть не способным к концентрации на определенной задаче.

Нужно учесть, что развитие ребенка происходит в индивидуальном порядке и могут не совпадать с принятыми нормативами, тем более, что они выстраиваются, исходя из усредненных данных. Если родители понимают, что все требования и границы очень условны, то у малыша есть все предпосылки для свободного роста и совершенствования своих навыков.

Основная особенность и отличие — волевое управление процессом. Выработанное в результате трудовых усилий, произвольное внимание носит также определение «активное» или «преднамеренное». Чем выше мотивация и интерес — тем устойчивее сосредоточенность на процессе. Характерные признаки:

  • целеустремленность;
  • самодисциплина;
  • усидчивость;
  • умение организовать свою деятельность.

Это позволяет не отвлекаться от задачи даже при значительном уровне внешних раздражителей. Такая способность не дается с рождения, она приобретенная. Яркие примеры: чтение интересной книги, структурирование мысли при создании текста, продумывание деталей картины или объемной фигурки. Главная мотивация — достижение цели. Пути к ней могут быть разными. Так, некоторым нужна абсолютная тишина, а другим более комфортно при звучании «белого шума». К нему относятся звуки природы и воды, релакс музыка. Это эффективно для взрослых, которым сосредоточиться мешают собственными негативные мысли. То есть, желательно для себя найти наиболее комфортные условия для выполнения задачи.

Виды произвольного внимания

Каждый человек имеет полный набор источников познания окружающего мира, но ведущее направление различается. Так, кто-то лучше воспринимает запахи, а у другого акцент идет на тактильные ощущения или звук. То же самое происходит и с каналом обработки информации. Он может быть:

  • эмоциональным;
  • сенсорным;
  • двигательным;
  • интеллектуальным.

В них есть свои достоинства и недостатки. Лучше всего, когда при развитии ребенка опираются на сильные стороны, постепенно тренируя те, что развиты слабее. Не нужно пытаться вырастить супермена, важно увидеть и принять особенности, заложенные природой.

Характеристики произвольного внимания

Основа — условно-рефлекторная деятельность. Человек способен осознанно тормозить нежелательные в данный момент действия. При этом существует несколько типов:

  • Волевое, при котором в конфликте «хочу» и «надо» побеждает вторая установка.
  • Выжидательное, включается при решении задач, требующих времени и сосредоточенности.
  • Сознательное на определенном этапе перестает требовать значительных усилий и включается автоматически.
  • Спонтанное отличается сложным началом процесса, но по мере увлеченности дополнительных стимулов не требует.

Понимая причины возникновения произвольного внимания и учитывая особенности психики ребенка, не нужно ждать от него великих свершений и полной погруженности в проблему. Способность концентрироваться развивается постепенно, с возрастом она увеличивается, но форсировать события нельзя, нужно предоставлять малышу возможность меняться в комфортном для него темпе.

усидчивость

Желательно менять направление заданий, строить процесс таким образом, чтобы сначала включалась непроизвольная сторона, ориентированная на интерес и новизну, а затем подключались волевые усилия.

Формирование произвольного внимания у ребенка

Процесс включает развитие волевых качеств, выработку сознательного отношения к получению знаний. Происходит это под влиянием семьи, окружающего мира, целенаправленных развивающих мероприятий. Привлечение к новым видам деятельности позволяет совершенствовать навыки и повышать уровень сосредоточенности. Нужно приучать малыша к настойчивому следованию цели, усидчивости, укреплять силу воли. В этом помогают игры, требующие следованию определенным правилам. Важно обеспечить несколько базовых условий:

  • Обучение способам группировки предметов.
  • Наличие наглядных пособий.
  • Чередование разных видов занятий с задействованием тактильных, слуховых, зрительных анализаторов.
  • Дозирование нагрузки с учетом возраста, склада характера, индивидуальных возможностей.

Можно привлекать любые источники, в том числе электронные тренажеры в игровом формате.

Не все свойства внимания поддаются развитию в равной мере. Концентрация связана с деятельным интересом к объекту, устойчивость прямо зависит от мотивации. Причем самая крепкая — личная. Объем сложнее всего поддается коррекции. Он характеризуется способностью одновременно заниматься несколькими направлениями. Например, это необходимо для достижений в математике, зависит от знания предметов и их взаимосвязи. У взрослых может удерживаться до 6 объектов.

Распределение сосредоточенности идет параллельно с отработкой навыков до автоматизма. Переключение не менее важно, чем умение концентрироваться на одной теме. Чем сильнее и подвижнее нервная система, тем быстрее идет развитие и шире возможности.

Почему возникают проблемы с произвольным вниманием

концентрация на действии

Непроизвольная реакция следует на то, что заинтересовало в данный момент, для акцентирования на других объектах требуется волевое усилие. Это принцип, в котором и кроется ответ на вопрос: почему не всегда удается привлечь к работе, не вызывающей энтузиазма.

Нужно учесть, что внешними методами воздействовать на процесс невозможно, то есть, человек сам должен захотеть посчитать, написать, выучить и так далее. Плохие мотиваторы:

  • страх;
  • упреки;
  • принуждение.

Единственный верный и рабочий — интерес. Он может быть непосредственным, связанным с предметом исследования или косвенным, направленным на проверку своих возможностей. Иногда на качество сосредоточенности могут влиять и недостатки воспитания. Например, педагогическая запущенность приводит к общему отставанию в развитии, в том числе, страдает и произвольность внимания, это становится причиной задержки формирования базовых навыков, необходимых для обучения.

Есть и органические предпосылки для нарушения, при которых интерес возникает на очень короткий период, он крайне неустойчив. К такой ситуации ведет:

  • СДВГ;
  • стрессы;
  • недосып;
  • гипоксия головного мозга;
  • эмоциональная и информационная перегрузка;
  • неправильное и несбалансированное питание.

Признаками грядущих проблем считаются неспособность к длительной концентрации, рассеянность, недостаточная переключаемость. В ряде случаев это указание на заболевания нервной системы.

Роль родителей в развитии произвольного внимания

воспитание

Основная задача — заинтересовать, причем не номинально, а фактически. Для этого нужно найти направления, которые действительно вызывают энтузиазм. Слово «надо» — не лучший вариант для этого.

Специалисты советуют начинать с наблюдения за играми, отмечать, какие действия выполняются охотнее, на что малыш готов тратить свое время, терпение и усилия. Затем можно предложить совместные идеи, идущие по пути усложнения и, таким образом, протестировать, что удается легче, а какие направления вызывают затруднения. Следующий шаг — подобрать заданий, которые корректируют определенный вид произвольного внимания.

Сенсорное

досуг с ребенком

Развивается в процессе реальной жизни при контракте с разными предметами, объектами, явлениями. Можно использовать пазлы, лепку, конструирование из бумаги, смешанных материалов.

Эмоциональное

Требует постоянного притока новых впечатлений. Уровень повышается при живом общении, просмотре мультфильмов и спектаклей, прочтении литературных произведений. Прослушивание музыкальных произведений и обсуждение жизненных ситуаций также ускоряют развитие этой сферы.

Моторное

Напрямую связано с действиями. Рекомендуется катание на коньках, занятия спортом, активные игры на свежем воздухе или в спортивном зале. Не менее эффективны лепка, вырезание, оригами, собирание конструктора.

Интеллектуальное

СДВГ

Работает за счет расширения кругозора, развития предметного и абстрактного мышления. Если нет склонности к этому виду, то развить его сложно и только до определенного предела. Не нужно делать из этого трагедию, просто стоит акцентировать усилия на других видах.

Понимая, что такое произвольное внимание и чем оно характеризуется, родителям будет проще создать необходимые условия для приобретения навыков.

  1. Воля. Она тренируется выполнением ежедневных обязанностей, дел, которые не хочется, но нужно сделать и довести порученное до завершения. К 7 годам желательно помочь ребенку сформировать волевые привычки: гигиенические бытовые, поведенческие. Это облегчит переход от дошкольного образования к школьному и снизит стрессовый фактор при изменении условий и требований.
  2. Организация деятельности. Если правила просты и понятны, то ребенку проще войти в определенный режим дня. Для выполнения домашних заданий есть школьный уголок, игровая зона расположена совсем в другой стороне. Утренний подъем и вечерний отбой — в одно и то же время. Питание разнообразное, полноценное, с соблюдением единого времени приема пищи. Это позволит ребенку рассчитывать свои силы и время, устранить предпосылки к появлению рассеянности и утомления. Надо прививать навык самостоятельного планирования и контроля своих действий. В дальнейшем это поможет вовремя и без напряжения придерживаться графика, где найдется время и для игры, и для учебы, и для отдыха.
  3. Дополнительные занятия. Они должны приносить радость, а не идти, как нежелательная обязанность. Здесь при неправильном распределении нагрузки подстерегает опасность переутомления, что станет причиной рассеянности, отсутствия концентрации, снижению обучаемости и ухудшению здоровья. Выбирать направление нужно, посоветовавшись с ребенком, а не насаждать свои интересы. Желательно посмотреть на те направления, которые помогают развивать внимание и требуют волевых усилий.

Также задача родителей — в любом возрасте бережно поддерживать свое дитя на пути развития, не давить морально и поощрять самостоятельность.

Психологи советуют признать право ребенка на интересы или отказ от занятий тем, что его не увлекает. Помочь найти работающий стимул, подобрать пособия и игры, развивающие нужное направление.

Как повысить степень концентрации ребенка

учеба

Часто взрослые путают понятия «невнимательность» и «рассеянность», что приводит к поиску проблемы там, где ее нет. Не стоит переживать, если наблюдается погружение в решение интересной задачи при игнорировании остальных видов деятельности, нет умения организации собственного времени, снижена школьная успеваемость. Проверить истинное положение вещей достаточно просто. Если предложить трудное, но увлекательное именно для этого человека задание и он с ним успешно справляется или прикладывает для этого внушительные физические и волевые усилия, то все в порядке, просто еще не найдены стимулы.

А поскольку произвольное внимание обусловлено сочетанием физических и умственных действий, то тренировка позволит улучшить результаты и добиться более устойчивой сосредоточенности не только при появлении непроизвольного интереса, но и при выполнении рутинного, но обязательного задания.

В принципе, при правильном подборе упражнений, достаточно 5−10 минут в день, чтобы постепенно улучшить показатели по всем направлениям: сенсорному, моторному, интеллектуальному и эмоциональному. Наиболее популярные игры:

  • «Что пропало?» — из предложенного перечня предметов убирается один или несколько, нужно понять, что именно, усложненный вариант — замена.
  • «Найди цвет или форму» — перечисляются окружающие вещи с заданными параметрами.
  • «Где отличие» — рассматривание картинок с незначительными отклонениями в деталях;
  • «Цепочка» — эффективна для расширения объема внимания и сосредоточенности, составляется таким образом, один говорить слово, второй повторяет его и добавляет свое и так до тех пор, пока кто-то не ошибется, условия можно менять и усложнять.

Такие задания подходят для дошкольников и младших школьников. Тем, кто постарше, предлагаются поиски коротких слов в более длинных, например, ЗУБр, доРОГА. Интересны варианты, где из хаотичного набора букв в клеточках нужно найти в любом направлении спрятавшиеся названия растений или животных. Можно предложить чтение текста до определенного словосочетания, придумать или найти в сборниках по развитию внимания еще массу интереснейших заданий. Главное — не упустить момент, когда ребенок устал и его энтузиазм начал снижаться.

упражнения

Также родителям необходимо держать под контролем состояние здоровья, уровень утомляемости, поддерживать доверительные отношения и чутко реагировать на события в жизни своих детей. Чувство защищенности, комфорта помогает расслабиться и мобилизовать свои способности.

Желательно выявить интересы и поддерживать их. Любимое занятие расширяет возможности и создает условия для кропотливой работы, а это еще один шаг в направлении развития внимания. Нужно только правильно направить и создать мотивацию. Очень важно включение в семейную жизнь и поручение повседневных заданий, помогающих тренировать мозг и при этом создающие теплые дружеские отношения. А также пользу приносят совместные игры и прогулки с акцентом на интересные явления и подключение воображения, превращающего обычные вещи в необычные.

Заключение

Каждый ребенок развивается в своем, комфортном для него темпе. Процесс ускорить нельзя, а отбить интерес очень легко. Произвольное внимание — это процесс, который имеет в психологии достаточно четкое определение. А значит, есть и условия для его совершенствования. Желательно перед началом действий провести диагностику ребенка по матрице от экспертов школы неНумерологии. Специалист проанализирует дату рождения и подскажет, как малыш сможет стать счастливее. И исходя из данных специалиста подбирать задания и организовывать свободное время ребенка. Это работа на перспективу, потому что позже навык сознательного самоконтроля и концентрации перейдет в наблюдательность и креативность, что необходимо для успешной профессиональной и творческой деятельности.

Популярные вопросы

1. Какие основные функции внимания?

Это реакция на нужный раздражитель, удержание концентрации, контроль деятельности, сознательно направляемая сосредоточенность на определенном объекте. При этом информация воспринимается и оценивается с точки зрения актуальности, ненужное отсеивается.

2. Как формируется развитие произвольного внимания у ребенка?

Развивается навык волевого усилия, настойчивое следование цели. Школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому с легкостью, что связано с подвижностью процессов в нервной системе. Четких временных границ обретения этих навыков нет, каждый случай уникален.

3. Какие есть причины слабого произвольного внимания?

В основном это органические нарушения в работе головного мозга, заторможенность психического развития, издержки воспитания. К вопросу о том, есть ли патология, нужно подходить индивидуально. В некоторых случаях недостаточный уровень сосредоточенности и повышенная отвлекаемость по мере взросления устраняются самостоятельно, что связано со скоростью развития конкретного ребенка.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
loading.gif Загрузка...

Мероприятия..
img
Встреча | 13.04.24
PSY Club Томск
img
Встреча | 13.04.24
PSY Club Волгоград Завтрак
img
Встреча | 13.04.24
PSY Club Красноярск
Показать еще
  • расчет вашей
    психоматрицы


    Введите вашу дату рождения для рассчета психоматрицы

    Доп. числа  Число судьбы  Темперамент 
    Характер  Здоровье  Удача  Цель 
    Энергия  Логика  Долг  Семья 
    Интерес  Труд  Память  Привычки 
    Быт 

Добавить комментарий

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи

Top.Mail.Ru