Дата публикации: 14.11.2022

Социальные черты характера человека: что это такое, какие качества имеет такая личность

Время 
на прочтение:
16 мин
ПРОЧИТАНО 752 раза

Психосоциология важная наука, которая позволяет изучить социальные черты характера человека, понятие личности, узнать примеры проявлений различных психотипов. Все эти знания помогают сформировать собственное отношение как к общественному взаимодействию, так и к конкретным людям. От окружения зависит и собственный личностный рост, развитие и формирование устойчивого психотипа. Поэтому это достаточно важный аспект, на который нужно обратить внимание. Чтобы научиться определять свои желания и выбирать в жизни верные пути развития, нужно знать эмоционально-психологические особенности — в этом поможет консультация от эксперта школы неНумерологии.

способности

Понятие социальной личности

Социализация — сложный процесс, который включает в себя усвоение культурных норм, общественных связей. В определенном периоде взросления у человека наступает время, когда он учится взаимодействовать с социумом, приобретает черты, которые могут его ассоциировать как дееспособного члена общества. Поэтому главными критериями рассматриваемого понятия следует считать совокупность устойчивых норм, правил поведения, реализуемых в ходе общественной деятельности для достижения тех или иных целей, по которым можно отнести его к соцгруппе.

Типы

Процесс становления социального — это сложный, многоэтапный феномен, который может длиться всю жизнь. На каждом из уровней получают определенные знания, опыт, самосознание, которые позволяют формировать собственную линию взаимодействия с окружающими.

Соответственно, в процессе развития каждый индивид получает совокупность характеристик, которые определяют его в общей системе. По этим качествам была выстроена определенная система классификации, позволяющая подробно изучать каждый из типов. Впервые была предложена Э. Шпрангером в 1914 году.

Она состоит из шести основных категорий:

  • Экономический — основа жизнедеятельности сводится к получению максимального количества материальных благ, достижению высокого статуса.
  • Теоретический — нужны знания, как хлеб, вода и воздух.
  • Социальный — много общения, постоянное расширение контактов.
  • Эстетический — существование сводится к созерцанию прекрасного, получению эмоций, реализации собственных талантов и умений, созиданию.
  • Политический — направлены на господство, распределение уровней в социуме, склонны к теории всеобщего управления и подчинения.
  • Религиозный — входящие в него основным смыслом видят поиск божественного, общение с высшим миром, обращение к Богу.

Стоит отметить, что в чистом виде такая типизация практически не встречается. Одна личность может вмещать несколько или даже черты всех этих категорий. Даже религиозные монахи в монастыре не только исповедуют религию, но и общаются, читают, стараются постичь новые знания, совмещая религиозный и теоретический типы.

Это всего лишь одна из немногих классификаций, можно сказать, самая общая. Их существует очень много, и каждая позволит узнать новое о социопсихологических типажах, определить необходимость взаимодействия с ними.

Становление социальной сущности человека

Впервые люди стали общественными существами еще на формировании первобытного строя. Тогда они учились вместе обрабатывать землю, совместно ходить на охоту, чтобы добывать пищу. Простыми словами, для удовлетворения своих возрастающих материальных потребностей им приходилось объединяться, сосуществовать и взаимодействовать с другими.

Чуть позже они стали делиться на охотников, земледельцев, ремесленников. Поэтому приходилось обмениваться товарами, чтобы удовлетворить свои нужды. Так начало формироваться понятие собственности. Чтобы не возникло желания просто забрать то, что изготовлено другим — требовалась власть. Возникал первый соцстрой, подразумевающий господствующих и подчиняющихся. С развитием торговли палеонтологи выделяют и становление социальной сущности.

В современном мире этот процесс начинается с рождения ребенка, когда в первые годы он учится подчиняться родителям, затем попадает в учебные заведения, где должен усвоить основные понятия взаимодействия, научиться слушать других людей. Далее следует этап первых самостоятельных решений и взаимодействий, однако процесс развития личности не заканчивается на каком-то определенном уровне. Человек, стремящийся к экономическим благам всю свою жизнь, в конце может приобрести теоретический или религиозный тип, сформировав мнение о том, что духовное стоит выше материального.

Свойства и качества

микросреда

Каждому индивиду присущ определенный набор черт:

  • темперамент;
  • направленность;
  • способности;
  • характер.

В результате определенных взаимоотношений и на основе жизненного опыта они формируются и видоизменяются. Из них складывается устойчивая линия реакции, поведения в обществе.

На весь этот процесс оказывают влияние многие факторы:

  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Физиологические качества.
  • Деятельность в обществе.
  • Природно-географическая среда, и его культурные, общественные и правовые нормы.
  • Микросреда и макросреда (семья, друзья, населенный пункт, область и их особые черты).

Однако основное влияние на личность оказывает полезная общественная деятельность, в результате которой формируются значимые свойства в призме социума.

Если конкретно рассмотреть черты и качества человека, имеющие социальный характер, примерами будут:

  • доброжелательное отношение к окружающим;
  • создание благ не только для себя, но и для других;
  • оказание помощи кому-то кроме себя;
  • дисциплинированность;
  • доброта;
  • аккуратность и прочие.

Проще говоря все то, что может сформироваться при взаимодействии с другими членами общества. Индивид от природы не может быть аккуратен, это приобретенная характеристика, результат воспитания от родителей, или другого окружения.

Структура личности

структура

Социология в одном субъекте рассматривает сразу несколько основных качеств, предопределяющих дальнейшее взаимодействие с общей системой. Поэтому невозможно рассматривать ее как что-то единственное. До сих пор не было определено единственных категорий, которые на 100% отражали бы все структуры индивида. У каждого психолога-социолога есть собственные подходы для изучения личностной структурности:

  1. По Фрейду. В этом контексте рассматривается три основные составляющие: Оно, Эго и Супер-Эго. Первый отвечает за бессознательные поступки и желания, второй — сознательное управление потребностями, путями их достижения, последний относится к социальному — это табу, нормы, правила и прочее, что формирует поведение в социуме.
  2. По Рубинштейну. В этом случае есть несколько основных компонентов. Первый — направленность, в нее входят интересы, убеждения, мотивы для совершения тех или иных действий. Второй — знания, опыт, навыки для реализации. Третий — индивидуально складывается из темперамента, способностей. Формирование происходит не в детском возрасте, как у Фрейда, а поэтапно, на протяжении всей жизни при взаимодействии с социумом, его нормами и правилами.
  3. По Юнгу. Также в структуре лежит три основных компонента: бессознательное, коллективное и сознание. Последнее делится на Я и Эго, первое выражает человека для других, второе — это то, что есть безусловное.
  4. По Леонтьеву. Личностью становятся, только приобретая определенный жизненный опыт, а значит, в структуре будет лежать именно он. То, что индивид постигает в течение жизни. Имеет место иерархическая структурность определенных качеств, которые формируются индивидуально. Первая ступень — это деятельность и поступки, вторая — уровень развития взаимоотношений, общественных связей, третья — жизненная цель.

Из всего получается, что структура индивида — это понятие, которое определяет совокупность факторов, в них входят жизненный опыт, сознательные и бессознательные поступки, сформированные нормы, табу и правила. Формирование этих структур происходит индивидуально, в зависимости от группы общества, накопленных знаний, построения жизненных целей.

Отличия социальной сущности от биологической

Ко второй составляющей относят первичные потребности, инстинкты. Основные из них — это обеспечение жизнедеятельности, воспроизведение рода, защита потомства.

В призме социума — это подавление некоторых базовых инстинктов, способность управлять ими, чтобы поддерживать нормы общества. Например, человек захотел есть — это его базовая потребность. При отсутствии общественных норм он может пойти и забрать еду, у кого она есть. В социуме же для получения существуют определенные табу и правила, по которым пищу нужно купить, приготовить, взять вилку и есть из тарелки.

Качества личности, имеющие социальный характер

духовность

Соответственно, есть список характеристик, которые раскрывают общественное:

  • самосознание;
  • самооценка;
  • самопознание;
  • активность;
  • интересы;
  • убеждения;
  • цели;
  • идентификация себя в социуме.

В психологии выделяют один ключевой момент, который может характеризовать сформированного индивида — это его жизненные цели. Именно после их формирования можно говорить о том, что человек состоялся, нашел свои основные интересы, проявляет активность в определенной области. Несмотря на то, что целевых задач в жизни людей столько же, сколько всего существует населения на Земле, все их можно разделить на четыре основных категории:

  1. Деньги, материальные блага, получение максимального комфорта.
  2. Развитие талантов, творческая деятельность.
  3. Получение власти и высокого признанного соц статуса.
  4. Духовность.

Все вместе они составляют структурность конкретного индивида в социуме.

Самосознание и самореализация

убеждения

Это одни из основных понятий, из которых складывается социальное в человеке. Чтобы формировать личностные качества, необходимо познать себя, потребности, желания, определить задачи для роста. Следует анализировать действия, способности и поступки, которые будут предприниматься для их реализации. Без осуществления и достижения поставленных целей не получится реализоваться как личность в обществе. Поэтому простым языком эти два понятия можно сформулировать, как необходимость ставить задачи и достигать их, чтобы получить значимые действия и стать частью общества.

В чем отличие социального характера

Определение относится не к какому-то конкретному человеку, а к группе, которой свойственны общие черты. Например, ими могут выступать свойства, присущие определенным типам разделения общества:

  • гендер;
  • национальность;
  • культура;
  • религия.

Это те основные качества, которые позволят сразу отличить мусульманина от православного, или европейца от азиата. В этом случае это понятие социального характера не тождественно, а противоположно индивидуальному темпераменту индивида, который позволяет выделить его из всего социума, а наоборот, будет вписывать его в определенную группу.

Теория психосоциального развития Э. Эриксона

самопознание

По мнению этого философа и психолога, человек постигает себя и формирует важные качества, когда сталкивается с конфликтом внутри себя. Он разделил жизнь на несколько этапов (кризисов), в результате которых могут сформироваться определенные черты:

  • 1 год — в это время в зависимости от взаимодействия с матерью ребенок учится доверять миру, в положительном ключе достигнутым результат считается, если мама отлучится, малыш не будет переживать, воспринимая окружающее безопасным и комфортным.
  • 1−3 — время формирования воли, первые самостоятельные решения, поэтому психологи не рекомендуют ограничивать детей в них.
  • 3−6 — в процессе игр и познания, с первыми социальными взаимодействиями возникает инициативность или чувство вины, в зависимости от условий и выбора родителей в ограничении полета фантазии.
  • 6−12 — уверенность или комплекс неполноценности будут результатом этого периода.
  • 12−20 — верность идеалам, выбранным решениям, обязательствам, нормам.
  • 20−25 — способность создавать взаимоотношения, строить собственную семью, находить друзей.
  • 25−65 — время самореализации, при положительном прохождении этапа формируется забота об окружающих.
  • 65 и старше — финальный уровень жизни, когда человек либо будет удовлетворен тем, кем он стал, обретет мудрость наслаждаться отведенными годами, понимая, что раздумьями прошлого не исправить, либо будет страдать от недостаточной самореализации и желания вернуться в детство или молодость.

В каждом из внутренних кризисов рождается индивидуальная истина. Однако нет только светлого или темного, малыш в год не получает абсолютного доверия к миру, а лишь склоняется к тому, что все же лучше доверять. Аналогично касается и других качеств, формируемых в процессе жизни.

Учение Эриха Фромма

асоциальная личность

Немецкий психолог утверждал, что есть несколько психосоциальных типов, которые формируются в результате условий жизни, основных соображений и идей человека:

  1. Рецептивный (мазохистский). Считают, что создать что-либо самостоятельно невозможно, нужно прибегать к помощи посторонних. В обществе хотят, чтобы их любили, но сами не могут давать ответных чувств. Не получая желаемого сильно страдают.
  2. Эксплуататорский (садистский). Блага самостоятельно создавать не нужно, ведь их можно украсть или позаимствовать другими способами. Такие личности не терпят другого мнения, склонны навязывать свое, желаемое получают хитростью. Взаимодействие интересно только с теми, от кого можно получить что-то.
  3. Накопительский (деструктивный). Постоянно стремятся к тому, что нужно экономить. Пытаются нажить как можно больше, а отдать — меньше. Считают, что новое создавать не нужно, если есть старое. Малоинициативны, стремятся постоянно быть в подчинении, слабо проявляют эмоции, стараются не ввязываться в конфликты.
  4. Рыночный (конформисты). Все в жизни, включая себя — есть товар, который нужно продавать, преподносить в лучшем свете, постоянно конкурировать с другими. В социуме постоянно оценивают окружающих с точки зрения полезности, не упустят шанса завязать знакомство с «нужными» людьми.
  5. Воспринимающий. Необходимо помогать другим в стремлении создавать. Умеют искренне радоваться за других, часто живут не своей жизнью, а помощью посторонним.
  6. Некрофильский. Жизнь для них настоящая трагедия, постоянно находятся в плохом настроении, склонны к длительным депрессиям и психическим расстройствам. Легко поддаются внушению, зависят от чужого мнения.
  7. Общественный. Самый раскрепощенный тип, которые могут созидать или помогать окружающим, главным в жизни считают личностный рост и развитие. Терпеливы, заботливы, знают себе цену, но при этом не стремятся выделяться из большинства, слепо не следуют определенным канонам.

Каждый из психотипов также не встречается в чистом виде, в зависимости от условий и окружения могут меняться, приобретать черты других типажей.

Функции социального характера

культура

Их выделяют всего две:

  • Для человека — играет роль вектора направления для взаимодействия с окружающими согласно запросам, желаниям, потребностям.
  • Для социума — стабилизируют общественные отношения, способствует формированию черт, необходимых для продуктивного сосуществования различных индивидов.

Асоциальные личности, которые не имеют соответствующих черт или они негативны (комплексы, отсутствие доверия, неприятие правил поведения и другие) испытывают моральные страдания. Следовательно, основной функционал соц характера — это получение удовольствия, положительных эмоций, выгод при взаимодействии с окружающими. Все то, что люди могут получать при общении.

При отсутствии связей наступает деструктив, при котором начинают разрушаться личностные черты. Наступает асоциальная стадия, которая чаще всего становится причиной ухода людей из реальности, злоупотребления алкоголем и опиатами. Как результат, еще большее получение негатива от существования, бесполезная жизнь для себя и социума в целом.

Заключение

Теперь вы знаете, что значит понятие социального характера в психологии и в чем это явление проявляется на примере жизни человека. Знания помогут вам проанализировать окружение. А чтобы научиться выстраивать нужные связи, необходимо понять свои эмоционально-психологические особенности. Так будет проще понимать, с какими людьми вы сможете найти общий язык. Консультация экспертов школы неНумерологии поможет в этом — специалист проанализирует дату рождения, подскажет сильные и слабые стороны, подходящие для развития сферы деятельности и даст много другой полезной информации.

Рейтинг статьи (0): 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

  • расчет вашей
    психоматрицы


    Введите вашу дату рождения для рассчета психоматрицы

    Доп. числа  Число судьбы  Темперамент 
    Характер  Здоровье  Удача  Цель 
    Энергия  Логика  Долг  Семья 
    Интерес  Труд  Память  Привычки 
    Быт 

Добавить комментарий

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие статьи

Top.Mail.Ru